Пояснительная записка. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.3.1., ФТД 3

Семейные конфликты и способы их разрешения

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

«040101-Социальная работа»

«050703-Дошкольная педагогика и психология»

«050706-Педагогика и психология»

(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического

института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)

Зав. кафедрой

____________ (Синкевич И.А.)

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы:

Г.И. Горлов, канд. психол. наук, доцент

И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент

1.2 Рецензенты:

О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ)

Е.М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества в нашей стране, за рубежом социально приемлемым является воспитание детей в семье. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значитель­ной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в обще­ственной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано за­родившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассмат­ривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прооб­раз».

В настоящее время в нашем обществе происходит переход от пред­ставлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценно­сти. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследователь­ского центра Института молодежи, российская семья сейчас находит­ся в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивые тенденции:

· ухудшения материального положения семьи;

· роста числа неполных семей;

· снижения интереса к рождению детей;

· роста отчужденности детей от семьи;

· падения авторитета родителей по сравнению с авторитетом
сверстника, устроившегося в жизни;

· повышения уровня подростковой девиантности.

В связи с этим необходима программа семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях. Та­ким образом, значение исследования семейной проблематики в со­временных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает. Преподавание психологии семьи для студентов педвузов является актуальным, так как множество проблем в этой облас­ти ждет своих исследователей.

В курсе «Семейные конфликты и способы их разрешения» обобщены результаты многолетней работы психологов, соци­ологов, демографов в области семейных отношений, рассматривают­ся различные стороны этой многогранной темы.

Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными про­блемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений, а также с методами изучения и коррекции семейных проблем.

На практических занятиях студенты осваивают методы изу­чения семьи, обучаются приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов, обсуждаются приемы ведения безобвинитель­ного общения.

В связи с вышесказанным целью дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” является помочь спе­циалистам в области психологии овла­деть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей.

Задачи курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”:

1. Дать представление общие представления о конфликтах в семье, методах их изучения.

2. Познакомить студентов с основными понятиями семейных конфликтов.

3. Сформировать научное мировоззрение, широкий профессиональный кругозор и нравственную позицию специалиста по от­ношению к семьям.

4. Ознакомить с различными принципами, программами и системой помощи семье в конфликтной ситуации.

5. Представить студентам информацию о семьях группы риска.

6. Ознакомить студентов с методами изучения семьи, психотерапии в коррекционной работе с детьми и их родителями на различ­ных этапах семейного цикла.

7. Дать представление об основных направлениях и формах взаимодействия психолога с членами семьи.

В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и методы диагностики семейных отношений.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические занятия позволяет организовать самостоятельную работу студентов.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овла­деть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь ис­пользовать их на практике.

В результате изучения дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” студенты должны знать:

· теоретические основы психологии семьи, модели семьи, теории семейного кризиса;

· основные категории и понятия психологии семьи;

· основные направления, подходы в психологии семьи;

· задачи, этапы и конкретные формы воспитания де­тей в семье;

· модели семьи и теории семейного кризиса;

· методы психотера­пии в психокоррекционной работе с семьями.

Студенты должны быть готовы решать практические коррекционно-педагогические задачи, непременно используя знания, полученные в ходе изучения курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”. Для этого они должны уметь:

владеть методами семейной психологии и адекватно использовать их;

· использовать на практике методы психотера­пии в психокоррекционной работе с семьями;

· осуществлять по­мощь родителям в семьях группы риска;

· отстаивать и проводить в жизнь четкую нравственную позицию по отношению к семьям;

· анализировать собственную деятельность с целью совершенствования и эффек­тивности для каждого конкретного случая.

УМК по курсу “Семейные конфликты и способы их разрешения” составлен в соответствии с требованиями Го­сударственного образовательного стандарта высшего професси­онального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: