Архитектура первой четверти XVIII в

- Становление общеевропейского архитектурного стиля в России.

Основным направлением развития архитектуры в первой четверти XVIII в. стала смена древнерусских форм и приёмов строительства на общеевропейский архитектурный стиль. Происходит становление «регулярной» планировки и застройки городов, утверждение приоритета каменной архитектуры над деревянной, доминирование светского начала в архитектуре над церковным. Ещё в конце XVII-начале XVIII вв. в Москве появляются первые архитектурные сооружения с элементами европейского стиля (Сухарева башня (1692-1701), Меншикова башня (1705-1707) – церковь архангела Гавриила). В европейском стиле строятся в Немецкой слободе Москвы дворцы сподвижников Петра – Лефорта и Головина. В наиболее законченной форме переход к европеизму в архитектуре произошёл в Петербурге, в 1712 г. ставшим новой столицей России. Именно здесь наиболее ярко раскрылись таланты таких приглашённых Петром в Россию западноевропейских мастеров как Доменико Трезини (Швейцария), Ж. Б. Леблон (Франция), А. Шлютер (Германия), Н. Микетти, Г. Киавери (Италия) и др. В петровскую эпоху происходит становление и развитие талантов таких русских мастеров как И. П. Зарудный, М. Г. Земцов, И. К. Коробов, П. М. Еропкин. В первой четверти XVIII в. в столичных городах складывается новый архитектурный стиль, использовавший элементы барокко * и классицизма – петровское барокко, отличающийся рационализмом, чёткостью архитектурных форм и строгой симметрией. Основными сооружениями и проектами петровского времени в Петербурге стали: комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (Трезини), здание Двенадцати коллегий (Трезини, Земцов), Адмиралтейство (Коробов), дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове (Шедель, Фонтана), Кунсткамера (Маттарнови, Киавери, Земцов) и др.

* Барокко (итал. причудливый, странный) – один из господствующих стилей в искусстве Европы конца XVI- середины XVIII в., который пришёл на смену культуре эпохи Возрождения. Барокко тяготело к торжественности. Ему свойственны контрастность, напряжённость образов, стремление к величию и пышности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: