Развитие архитектурной теории и образования в СССР. с 179-183

Причины небольшого количества объектов, заносимых государственными органами к памятникам архитектуры. с 176

Этому имелось несколько причин. Одна из них — экономическая: элементарное отсутствие средств на дорогостоящие проектные и строительные реставрационные работы. Другая причина лежала в идеологической плоскости, и поскольку значительная часть архитектурного наследия представляла собой культовые постройки различных религиозных конфессий, то их (за исключением наиболее значительных) попросту в охранные списки и зоны не включали.

Третья причина лежала в плоскости элементарно недостаточной образованности кадров и некомпетентности тех государственных органов, которым положено было определять уровень исторической ценности старых построек. По этой причине на территории многих городов не нашлось места для ценных построек и объявления их национальным достоянием.

Российская архитектурная школа к 1954-1956 годам испытывала определенные трудности, связанные с тем, что за годы Великой Отечественной войны она понесла большие утраты, как, впрочем, и другие отрасли народного хозяйства, в том числе и строительная.

При этом следует подчеркнуть тот факт, что до 1941 года подготовка архитекторов велась только в Московском архитектурном институте. Архитектурных кадров требовалось значительно больше, чем мог подготовить МАРХИ, и поэтому часть выпускников инженерно-строительных институтов, специализировавшихся по кафедрам архитектуры, восполняла образовавшийся дефицит.

В 1955-1956 годах перед архитекторами был поставлен государственный заказ на возведение огромного количества гражданских и промышленных объектов. Несмотря на индустриализацию жилищного строительства, объем архитектурно-проектных работ постоянно возрастал. Для обеспечения архитектурными кадрами расширяющегося строительного комплекса страны в правительстве СССР было принято решение об организации в большинстве инженерно-строительных вузов страны архитектурного образования. Конечно, существовала проблема педагогических кадров и учебно-методического обеспечения подготовки будущих архитекторов. Тем не менее уже в конце 1960-х годов проектные и строительные организации, а также административные органы стали получать выпускников вузов — архитекторов новой формации.

Принятое в начале 1960-х годов решение о расширении подготовки в стенах строительных вузов имело далекие цели. Новая архитектурная школа давала архитекторам новой формации основательную инженерно-техническую подготовку, особенно в области таких прикладных дисциплин, как железобетонные, каменные, металлические, пластмассовые и деревянные конструкции, строительная механика и методы расчета конструкций на надежность и устойчивость.

Со временем наборы на архитектурную специальность в инженерно-строительные вузы настолько возросли, что в их структуре образовались архитектурные факультеты, а в конце 1980-х годов произошел процесс выделения наиболее крупных архитектурных факультетов в самостоятельные архитектурные и архитектурно-художественные высшие учебные заведения.

Наиболее логичным явлением в этом процессе было преобразование инженерно-строительных вузов в архитектурно-строительные с общестроительными и специальными строительными специальностями; это ставило архитектуру в общестроительном комплексе на первое место, что соответствует ее значению.

В итоге своего развития к концу XX века отечественная архитектурная школа превратилась в широкую общероссийскую сеть архитектурных и архитектурно-строительных высших учебных заведений, выпускающих значительное количество высококвалифицированных специалистов.

Параллельно с развитием архитектурной школы во второй половине XX века совершенствовалась и развивалась архитектурная и градостроительная наука. Именно в 1960-1970-х годах в нашей стране была создана мощная материальная база для архитектурной науки. Основу ее составляла высшая школа и академические и отраслевые научно-исследовательские институты. В этих базовых центрах архитектурной науки были сосредоточены блестящие ученые-архитекторы, ведущие практические и теоретические исследования и активно занимающиеся подготовкой архитекторов новых поколений.

Прежде всего глубокого осмысления требовало отечественное архитектурное и градостроительное наследие. Наиболее значительным и фундаментальным научным трудом, подготовленным и изданным в этой области, стала Всеобщая история архитектуры в 12 томах под общей редакцией Н. В. Баранова. Многотомное издание было подготовлено в Научно-исследовательском институте теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры (совр. ВНИИТАГ).

Однако наряду с положительными тенденциями в развитии архитектурной фундаментальной науки имелись и существенные отрицательные явления.

В 1960-х годах в российской архитектурной школе стала проявляться опасная тенденция пренебрежения к российскому архитектурному и градостроительному наследию. Наряду с тем, что архитекторы занимались реставрацией древнейших построек в старейших русских городах Пскове, Новгороде, Ростове Великом, Суздале, Владимире, Киеве, Чернигове, по всей стране прокатилась жестокая волна ликвидации (разрушения) православных храмов, буддийских хурулов и дацанов, мечетей, построенных в XVIII-XIX, начале XX веков. Церкви сносились под видом их бесхозности или ветхости. Особенно пострадало и было уничтожено около 80% храмовых построек в Приазовском и Прикаспийском этнокультурных территориальных комплексах.

Сложную судьбу переживали исторические центры старых городов на Украине, Белоруссии и в России. Явная теоретическая недоработка отечественной архитектуры привела к тому, что даже в Москве безжалостное отношение архитекторов проявилось по отношению к ее историческому центру — Московскому Кремлю, Старому Арбату и др. районам. Для провинциальных архитекторов «реконструкция» Московского Кремля послужила сигналом к проведению местных кампаний по разрушению исторической застройки менее значительных городов. Стремительно уничтожалась застройка конца XIX — начала XX века в таких городах, как Воронеж, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, в угоду возведению новых зданий по типовым или повторным проектам. Примерами таких непродуманных действий могут служить города Таганрог, Азов, Астрахань и др.

Столь же безжалостно в 1960-1970-х годах уничтожались сельские населенные места, возникшие на территории нашего государства в XV-XIX веках. Уничтожение носило социально ориентированный характер и официально называлось «сселение неперспективных деревень, хуторов, сел». Таковых за одно десятилетие набралось свыше 140 тысяч. За этой цифрой стоит многовековая российская культура, носителем которой были в том числе и эти, зачисленные в «неперспективные» старинные поселения. Вместе с названиями этих селений были уничтожены и старинные постройки, предметы быта, орудия труда и аура этих населенных мест...

В современных условиях развитие градостроительной теории сдерживается тем, что произошло перераспределение квалифицированных специалистов, ведущих теоретиков в области градостроительства. В результате сокращения бюджетных ассигнований на исследовательские работы, выделяемых центральным и региональным НИИ, их ведущие специалисты ушли большей частью в сферу высшего образования. Таким образом, сегодня сложилась ситуация, когда кафедры архитектуры и градостроительства в архитектурных и строительных вузах России становятся реальной базой для развертывания научных исследований силами их коллективов. Соответственно, те новые задачи в области теоретического обоснования в развитии градостроительной науки и практики, которые сегодня стоят перед государством в результате экономических реформ, будут решаться в том числе и при участии вузов.

Одной из главных при этом видится задача обновления нормативной базы и прежде всего главного документа —СНиП 2.07.01-89*, откорректированного в 1994 году.

Анализ этого нормативного документа говорит о том, что в XXI веке требуется не переработка и дополнение старых положений, а принципиально новый основополагающий нормативный акт, учитывающий совершенно новую ситуацию в развитии систем расселения в целом и в проектировании городов и других населенных мест в частности.

Таким образом, во второй половине XX века сформировалась и окрепла высшая архитектурная школа, состоящая из сети архитектурных и архитектурно-строительных вузов во всех субъектах Российской Федерации.

Именно развитие и укрепление высшей архитектурной школы создали условия в конце XX века для воссоздания Российской Академии архитектуры и строительных наук, выполняющей сегодня важнейшие функции организации и стимулирования теоретических разработок в градостроительной отрасли, анализа и обобщения опыта минувшего XX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: