Рыночная власть фирмы в концепции «структура – поведение – результат»

В 30-е годы Э.С.Мэйсон из Гарварда предложил классическую парадигму "Структура-Поведение-Результат" (Structure-Conduct- Performance), которая была дополнена впоследствии Бэйном и получила название основной парадигмы.

В мировой экономической науке существует два подхода к изучению отраслевой организации экономики: подход с точки зрения парадигмы «структура-поведение-результат» и подход с точки зрения теории цен.

Родоначальниками первой концепции «structure-conduct-performance», сформировавшейся в 30-50-е годы, считаются Эдвард Мэйсон (Mason E.) и Джо Бэйн (Bain J.) Фундаментальным положением этой теории являлось стремление фирм к достижению эффективной результативности, которое само по себе многомерно. Результативность предполагает достижение, по крайней мере, следующих целей, порядок перечисления которых необязательно совпадает с их важностью:

а. Решения о том, что, сколько и как производить, должны быть эффективны в двух отношениях: ограниченные ресурсы не должны расточаться, решения, что и сколько производить, должны соответствовать количественно и качественно требованиям потребителей.

б. Деятельность производителей должна быть прогрессивной, они должны использовать преимущества науки и техники для увеличения выпуска продукции на единицу затрат и обеспечивать потребителей наилучшими новыми продуктами. При этом также должен поддерживаться долгосрочный рост реальных доходов на душу населения.

в. Деятельность производителей должна способствовать полному использованию ресурсов, особенно трудовых. Либо по крайней мере не препятствовать использованию для этих целей макроэкономических инструментов.

г. Распределение дохода должно быть справедливым (equitable). Справедливость чрезвычайно трудно определить. Но она предполагает по крайней мере, что производители не получают доход сверх уровня, необходимого для возмещения затрат по предоставленным услугам. С этой целью связано желание обеспечить разумную стабильность цен, так как неуправляемая инфляция искажает распределение дохода самым нежелательным образом.

Концепция «структура – поведение – результативность» служит точкой отсчета развития теории и удобным введением к ее изложению. Почему? Концепция «структура – поведение – результативность» отводит поведению фирм относительно пассивную роль. Они принимают условия игры, сформировавшиеся под действием факторов, находящихся в основном вне их контроля (заданных экзогенно). Фирмы только приспосабливаются к этим условиям в рамках большей или меньшей свободы действий. Пример. Для отрасли, в которой технологические условия определяют снижение средних издержек производства по мере того, как увеличивается выпуск, будет характерно преобладание только одной фирмы или, возможно, меньшего числа фирм. Эта фирма, максимизируя прибыль, будет использовать методы монопольного ценообразования. Рыночная цена, в свою очередь, будет тем меньше, чем менее эластичен отраслевой спрос.

Таким образом, парадигма «базовые условия—структура рынка—поведение—результативность» будет обеспечивать как предмет, так и контраргументы для последующего анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: