Обоснование актуальности разработки методических рекомендаций

Многообразие климатических районов на территории России определяет и различные условия деятельности пожарно-спасательных подразделений. Особенно ярко эти различия проявляются в зимний период года, когда эффективность деятельности пожарных подразделений зависит не только от уровня подготовки личного состава и оснащенности техникой, но и от степени влияния климатических факторов.

Очень часто при воздействии низких температур окружающей среды возникают проблемы с насосом, водопенными коммуникациями пожарных автомобилей. Даже при временном прекращении подачи воды и остановке рабочего колеса насоса, в его полости происходит замерзание оставшейся воды.

При длительной подаче воды по рукавным линиям в условиях низких температур происходит замерзание воды внутри рукавов. Возникает ситуация, когда становится невозможным подавать воду на тушение пожара. Пожар развивается и приобретает крупные размеры. Складывается, что основные пожарные автомобили не могут быть использованы для проведения спасательных

работ с помощью вывозимых огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также обеспечения подачи к месту пожара огнетушащих веществ от источников водоснабжения. Базой для выполнения этих функций является насосно-рукавная система пожарного автомобиля (НРС ПА).

От работоспособности НРС ПА во многом зависит как тактический потенциал подразделения, так и весь ход тушения пожара в целом. Из водоисточника вода забирается с помощью всасывающей линии, далее она поступает на насос пожарного автомобиля, и под действием напора, создаваемого насосом, подается в напорную рукавную линию. Поток воды поступает на пожарный ствол и обеспечивает тушение пожара.

Как правило, в результате отказа пожарной техники создавалась проблема с подачей огнетушащих веществ. Тушение пожара осложнялось, пожар приобретал крупные размеры.

 
Была произведена классификация всех произошедших отказов. Для этого насосно-рукавная система пожарного автомобиля рассмотрена как основное техническое средство обеспечения тушения пожара (см. Рисунок 1).

 
 
 

Рисунок 1 – Элементы насосно-рукавной системы пожарного автомобиля, подвергающиеся негативному воздействию низких температур:

1 элемент – водоисточник; 2 элемент – всасывающая линия;

3 элемент – пожарный автомобиль; 4 элемент – напорная рукавная линия

Установлено распределение отказов элементов этой системы по причине влияния низких температур окружающей среды (см. Рисунок 2).

Рисунок 2– Распределение отказов элементов насосно-рукавной системы пожарного автомобиля по причине влияния низких температур

Как видно, наибольшее количество отказов приходится на пожарный автомобиль (42,6 %) и напорную рукавную линию (37,2 %). Это одна из причин, по которой пожары в зимний период приобретают крупные размеры.

В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. № Пр – 1969, предусмотрено социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, а также модернизация и развитие инфраструктуры, что повлечет строительство новых объектов различного назначения в зонах экстремально низких температур (включая Арктическую зону).

В настоящее время в Арктическую зону России входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, а также земли и острова расположенные в Северном Ледовитом океане, и прилегающие к этим территориям.

В недрах арктических владений России находится более 70% нефти и свыше 88% газовых запасов всех российских морских акваторий. На Арктический регион приходятся 18% территории Российской Федерации. Здесь производится около 20% ВВП России и до 22% общероссийского экспорта.

При этом следует учитывать, отличительной особенностью нашей страны является то, что значительная часть территории России находится в холодных климатических районах, это более 85% территории страны. На этой территории проживают почти 35 % населения страны, размещаются основные ресурсные запасы и расположены более 57 % наиболее значимых объектов энергетики.

Развитие Арктической зоны Российской Федерации и модернизация объектов различного назначения в холодных климатических районах потребует разработки и внедрения новых форм и способов борьбы с пожарами и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с учетом местных климатических особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: