Процессы ролевого моделирования [5, 6] отражают деятельность на уровне должностных обязанностей отдельного сотрудника, группы сотрудников, клиента, партнера. Такие процессы все в большей степени выполняются программами корпоративных информационных систем и интернет-сервисами.
Ниже рассмотрен пример, иллюстрирующий ролевое моделирование. Данный пример включает:
- диаграмму подпроцессов процесса «Операционная деятельность торгового зала», представленную на рис. 3.1 в виде сетевой схемы, с описанием входов, выходов и основных исполнителей;
- описание процесса «Оформление продажи» по шаблону [5] usecases.org; вид процесса – «Как должно быть».
| |||||
| |||||
Рис. 3.1. Диаграмма подпроцессов процесса «Операционная деятельность торгового зала»
Входы процесса: клиенты, желающие приобрести товар либо вернуть его.
Выходы процесса: клиенты, купившие товар либо вернувшие его.
Исполнители подпроцессов:
П1 – Покупатель, менеджеры; | П5 – ПОучета на складе, менеджер склада; |
П2 – ПОпродажи, кассир, покупатель; | П6 – ПОвыкладки, менеджер; |
П3 – Покупатель, ПОвозврата, менеджер, кассир; | П7 – ПОзаказа, менеджер склада; |
П4 – ПОучета в зале, менеджер, кассиры; | П8 – ПОучета на складе, менеджер склада. |
Каждый подпроцесс на рис. 3.1 – это последовательность действий (подфункций), преобразующая входы в выходы. Если подпроцесс отражает «законченное действие», то его называют прецедентом. Связь вида “1:1” между прецедентами П1 и П2 означает, что П2 выполняется после выполнения П1.
Наряду с диаграммой подпроцессов в ролевое моделирование входит описание каждого подпроцесса. Каждый подпроцесс рекомендуется описывать в виде внутреннего нормативного документа. В данном разделе мы рассмотрим описание подпроцесса «Оформление продажи» по шаблону usecases.org [5]. Данный шаблон был разработан для описания процессов ролевого моделирования как результатов анализа требований унифицированного процесса [5] разработки программного обеспечения.