Проблема соотношения научного и технического знания

В настоящее время развитие науки является одним из главных условий развития техники. Можно выделить три основных точки зрения на взаимоотношение науки и техники в обществе.

Первая — утверждается определяющая роль науки, а технику вос­принимают как прикладную науку. Это модель взаимоотношения науки и техники, когда наука рассматривается как производство знания, а техника — как его применение. Такая модель — доста­точно одностороннее отражение реального процесса их взаимодей­ствия.

Другая модель — взаимовлияние науки и техники, когда они рассматриваются как независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Иногда техника использует научные результаты для своих целей, иногда наука использует технические устройства для решения своих проблем.

Третья модель утверждает ведущую роль техники: наука раз­вивалась под влиянием потребностей техники. Создание техники определялось нуждами производства, а наука возникает и развивается как попытка понять процесс функционирования техни­ческих устройств. Действительно, мельница, часы, насосы, паро­вой двигатель и т.д. создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теорети­ческое осмысление действия технических устройств. Например, сначала был изобретен паровой двигатель, потом возникает термодинамика. И таких примеров множество.

Чтобы разобраться в проблеме взаимоотношения науки и техники, надо рассмотреть их исторически, найти тот момент их раз­вития, когда они составляли единое целое. Затем проследить про­цесс разделения, обособления и взаимодействия науки и техники.

Вспомним, что слово «техника» имеет два основных значения. Это: 1) то, что вне человека — технические средства, орудия труда и т.д.; 2) то, что внутри — его навыки и умения. И то, и другое — необходимые условия процесса труда, без которых труд невозмо­жен. На разных этапах общественного развития их удельный вес различен.

Наука длительное время, почти до конца XIX века, шла вслед за техникой. Технику создавали практики-изобретатели. Часов­щик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт — прядильную машину, рабочий-ювелир Фултон — пароход. Первые паровые машины были построены мануфактурными и ремесленными способами. Вначале наука изучает те механизмы — мельницы, двигатели, насосы и т.д., — которые изобретены практиками. Собственно, развитие естествознания до середины XIX века — это «извлечение» законов природы из машин, механизмов, технологий.

В конце XIX века ситуация изменяется. Целые отрасли про­мышленности создаются на основе открытий науки: электротех­ническая, химическая, различные виды машиностроения и т.д. История изучения электричества и магнетизма представила пер­вый пример, когда на основе комплекса научных работ была создана промышленность достаточно крупного масштаба и научное исследование превратилось в инженерную практику.

В настоящее время, сто с лишним лет спустя, создание новых видов технических устройств не может не опираться на научные исследования и разработки. В современной науке есть отрасли, непосредственно связанные с разработкой новой техники, и отрасли, ориентированные на фундаментальные исследования. В целом это единая сфера деятельности, обозначается в статистических справочниках как «Научные исследования и опытно-конструкторские разработки» (НИОКР).

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что взаимоотно­шения науки и техники изменялись в историческом процессе. В докапиталистическом обществе преобладали ручные орудия труда. Ученые не обращались к решению практических проблем. В период становления и развития капитализма производство начинает развиваться на технической основе. Создаются разнообразные машины и механизмы, заменяющие труд рабочего. Современная наука возникает из стремления понять работу механических устройств. В дальнейшем происходит обособление технических наук и наук о природе, но сохраняется их тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Современная наука и техника также находятся в процессе постоянного взаимодействия. Технические проблемы стимулируют развитие науки, научные открытия, в свою очередь, становятся основой создания новых видов техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: