Экологическая составляющая в проблематике технического и технологического знания и деятельности

О проблемах экологии, экологического сознания и воспитания, экологии науки сегодня говорят очень много, причем данные вопросы интересуют специалистов из самых разных областей: инженеров, биологов, журналистов, филологов, философов. Это объясняется двумя основными причинами: глобализационными процессами, ведущими к интеграции научного знания в целом, и спецификой экологической тематики.

Знание сегодня синергийно, то есть, представляя собой живую, сложную, самоорганизующуюся систему, способно к согласованному взаимодействию в рамках себя самого. И именно в этом контексте экология приобретает особое значение как ядро истинной научно-исследовательской синергийности, как центр системы, как главный элемент, функционирующей в общей, глобальной системе. Экология в узком смысле (наука о взаимодействии организмов с окружающей средой), как и любая другая наука, синергийна; одновременно с этим она является элементом общего знания, привнося в него свою толику энергии; и, самое важное, экология в широком смысле, как наука о всеобщих связях, красной нитью пронизывает всю структуру науки, всю ее историю, сущность, проблематику. Все в нашем мире относительно и зачастую имеет ценность лишь в общем контексте.

Таким образом, экология больше не воспринимается с позиции «наука о природе как о чем-то внешнем, наука не о нас». Отношения человека и среды его обитания так глубоки, что первое и второе неотделимы, первое - часть второго, а второе - часть первого. Более правильным является теория коэволюционного развития знания вместе с природой и человеком, вместе с миром, в котором это знание функционирует, подразумевающая равноправное сотрудничество. Нужно отметить, что в излишнем антропоцентризме, утрировании роли человека в формировании естественных процессов, часто обвиняются представители энвайронментализма, которые, с другой стороны, являются ярыми сторонниками экологизации современного мира во всех смыслах.

Экологизированное знание ноосферно, так как существует на стыке социального и природного и возможно только в контексте их симбиоза. Знание невозможно без антропологического фактора, равно как и невозможно без исследования биосферы. Лишь сегодняшнее знание может претендовать на осмысление с двух таких вселенского масштаба, захватив всю мировую информацию в одну глобальную самоорганизующуюся систему, а антропогенное воздействие на планету невозможно повернуть вспять. Знание нашего времени принадлежит не отдельным группам, а существует как продукт планетарного, коллективного разума. Кроме того, знание демократично, оно перестало быть элитарным, оно теперь доступно практически всем, и это тоже связано с его экологизацией.

Тотальная технологизация разомкнула многие выработанные за миллионы лет природные циклы, нарушив тем самым биологический баланс нашей планеты. Чтобы избежать экологической катастрофы, обществу нужно немедленно озаботиться проблемой замыкания этих циклов, созданием циркулярной модели социально-природной деятельности. Не зря во всем мире такую популярность приобрело английское слово «recycling».

В экологизированном мышлении неизбежно меняется уровневая структура человеческих потребностей, уделяя должное внимание экологической составляющей. Однако несомненным является тот факт, что экологическими проблемами (во всех смыслах этого слова) следует заниматься не тогда, когда все остальные решены, а с самого начала, вместе с развитием экономики.

Это означает, что наряду с цивилизованным переустройством мира важнейшим путем разрешения современной экологической проблемы во всей ее глобальности является еще более высокий уровень научно-технического и информационно-технологического освоения природной действительности, чем тот, который способствовал возникновению этой проблемы. Экологизация материального производства и всей общественной практики, экологизация науки, нацеливание ее на раскрытие и использование специфически экологических связей и законов природы, экологизация всего общественного сознания и, прежде всего, воспитания и образования - вот те коренные пути, которые ведут к овладению человеком (в соответствии с его потребностями, интересами и целями) трудной экологической ситуацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: