Жертва и преступник 12 страница

В расстановках мы сталкиваемся с эмоциями и иного рода — с так называемыми системными переживаниями. Клиент перенимает их у другого члена семьи и чувствует облегчение, когда отдает их тому, кому они принадлежали изначально. Клиент освобождается от лишнего бремени.

В целом терапевту необходимо уметь понимать, когда то, что чувствует клиент, защищает его от еще более некомфортных эмоций, а когда выражение чувств ведет к освобождению. Например, очень часто мы злимся, чтобы не чувствовать себя беспомощными, или пытаемся защитить себя от боли, которую приносит нам любовь.

Семейные расстановки «50?

Позволить энергии набрать силу и проявиться

Как я уже сказал, несмотря на то, что многие семейные системы похожи друг на друга, полезно помнить об уникальности каждой. Судьбы двух клиентов могут казаться практически идентичными, но в ходе расстановки один сразу находит себе место в семье, и остальных это глубоко трогает, с другим клиентом ничего подобного не происходит, и расстановка не приводит к настоящему исцелению. Такое случается по разным причинам. Например, может быть так, что важные для семьи факты не были озвучены и осознаны, или клиент разными способами избегает решения проблемы. В большинстве случаев терапевту приходится с этим мириться. Конечно, сам терапевт играет немаловажную роль. Он может уметь вмешиваться и легко распутывать переплетения одного вида, в то время как с другими переплетениями ему справляться сложнее.

Чтобы дать энергии возмояоюсть проявиться, например, позволить любви или ярости выйти на поверхность, терапевту важно уметь ждать и вмешиваться только тогда, когда это нужно, не раньше. Он должен быть терпеливым, не форсировать ситуацию и всегда быть готовым отказаться от всего, что до этого знал.

Для любых движений есть свое время. Может быть, клиенту необходимо постоять перед родителями без движений и без слов, прежде чем он почувствует внутренний импульс. Ожидание может дать больше, чем те или иные действия, но это должно быть разумное ожидание. Терапевт должен быть центрирован, внимателен, готов к действию в любой момент. Если в течение долгого времени ничего не происходит, терапевту необходимо уметь чувствовать, что энергия закончилась и сессию нужно остановить. Способность

510 • Часть III

быть в контакте с энергией очень важна для такого рода работы, и вместе с тем знание законов порядка дает ясность и направление.

Оба стиля работы — и классические «Семейные расстановки», и «Движения души» — обладают своими преимуществами и недостатками. Слишком частое использование разрешающих фраз может стать поверхностным и превратиться в определенный стереотип, в то время как фраза, введенная в сессию в подходящий момент, ведет к большей осознанности и исцелению. Когда же мы позволяем заместителям спонтанно двигаться, они могут погрузиться по-настоящему глубоко, но смысл происходящего может так и остаться неясным, если его не подкрепить разрешающей фразой.

Нет сомнений, что из двух стилей «Движения души» вызывает больше вопросов и сомнений даже среди семейных терапевтов. Возможно, потому, что сам Хеллингер, творческий гений, автор обоих методов, практикуя «Движения души», любит быть загадочным и неопределенным

ЧАСТЬ IV

Роль Mecjumaquu в Семейных

расстановках

В этом разделе я рассказываю о том, как можно совместить Семейные расстановки с медитацией, о том, как медитация может помочь более глубокому пониманию семейной динамики, пониманию себя и коллективного бессознательного,

связывающего нас друг с другом. Мой личный опыт проведения семейных расстановок

показывает, что не терапевтический метод или особая техника действительно помогает людям, а степень осознанности терапевта, управляющего процессом. Поскольку медитация в основном направлена на самопознание, то ее помощь состоит в том, чтобы помочь терапевту, а также клиенту, стать как можно более осознанным.

.Глава 22 _ медитации

В этой главе я расскажу о том, что такое медитация, и как она может помочь в проведении семейных расстановок и терапии вообще.

Традиционно слово «медитация» употребляют для того, чтобы:

• во-первых, обозначить метод, который помогает человеку заглянуть в свой внутренний мир и исследовать его реальность. В этом контексте слово обозначает специальную технику, которую используют, чтобы наблюдать за работой ума и достигать осознанности, выходящей за пределы эго;

* во-вторых, обозначить просветленное состояние сознания, состояние, в котором мышление прекращается и наступают тишина, покой и безмятежность. Это состояние называется по-разному. Монахи дзэн говорят о нем как о состоянии «не-ума» или, более выразительно, — о состоянии

514 • Часть IV

«оглушительной тишины». Индийские мистики называют его «самадхи» или «мокша». Христиане говорят: «мир в душе», «внутренний покой, в котором приходит понимание».

Два определения тесно связаны между собой, поскольку цель медитации как метода, в конечном счете, — достичь непрекращающегося состояния медитации.

В этой главе я использую понятие медитации как метода, который помогает людям проникать в глубины своего внутреннего мира, что в свою очередь ведет их к расслаблению и внутренней тишине. Возможно, здесь нужно упомянуть о том, что я в течение двадцати восьми лет исследовал различные виды ме-дитационных техник, в основном под руководством индийского мистика Ошо, и использовал их в своей работе, соединяя с большим количеством различных терапевтических методов.

Медитируя, так же как и делая расстановки, мы пытаемся осознать в себе что-то более глубокое, чем мысли, желания и надежды. Мистики называют это «что-то» нашим внутренним существом, сутью, высшим «Я», духом или божественным началом Хеллингер называет это «душой». На самом деле, название не имеет значения, поскольку в любом случае это явление не поддается никакому описанию и настолько индивидуально, что бессмысленно пытаться определить его в каких-либо терминах. Я предпочитаю выражение «внутреннее существо», поскольку мне кажется, что оно меньше всего связано с разного рода концепциями или идеями.

В нашей обычной жизни, даже бодрствуя, мы редко помним о своем внутреннем существе. Нас слишком занимают внешний мир и дела, которые нам предстоит сделать, люди, с которыми мы должны встретиться,

Роль медитации в Семейных расстаноЫсах «31?

наши настроение, чувства, идеи, отношения и то, во что мы верим. Иными словами, мы поглощены происходящими событиями, постоянно о чем-то думаем и что-то переживаем.

Мы забываем о том, кто стоит за всем этим, о том, кто все это осознает, о том, кто наблюдает за тем, что происходит. Наблюдать мы можем не только за внешним миром, но и за собственными реакциями, за своими чувствами.

Например, есть разница между тем, когда вы говорите: «Я злюсь», и тем, чтобы сказать: «Я понимаю, что во мне растет гнев». На первый взгляд эти утверждения мало чем отличаются, но переживаются они по-разному. Медитация имеет отношение к этой разнице, к этому небольшому промежутку. Она помогает нам осознавать нашу способность наблюдать за событиями, соединяет нас с нашим внутренним свидетелем Мистики всех стран и эпох утверждали, что тот, кто внутри нас наблюдает за ггроисходящим и ни во что не вовлекается, и есть тот, кем мы на самом деле являемся.

Ошо сделал медитацию более доступной, более понятной, утверждая, что в основе всех медитационных практик лежит наблюдение. В своем комментарии к древнейшему индийскому тексту Вигьяна Бхайрава Тантры, содержащему более ста восьми различных техник, Ошо постоянно говорит о тонком, скрытом, но всеохватывающем состоянии осознанности.

Это похоже на кино: мы сидим и смотрим фильм. На экране сменяют друг друга разные эпизоды. Если фильм снят хорошо, то мы отождествляемся с одним или несколькими героями. Мы плачем, смеемся, с замиранием сердца следим за тем, как герой справляется с опасностями, и вздыхаем с облегчением, когда все заканчивается хорошо.

В то же самое время какая-то часть нашего сознания помнит о том, что это всего лишь фильм, что мы

• Часть IV

сидим в уютном кресле в кинотеатре и наблюдаем за событиями, придуманными специально для того, чтобы нас развлечь. События фильма, по большому счету, не имеют к нам никакого отношения. В тот момент, когда мы вспоминаем, что на самом деле не участвуем в картине, мы расслабляемся. Но когда фильм вновь увлекает нас, мы напрягаемся, начинаем переживать так, как будто сами являемся героями фильма.

Медитация точно так же дает нам это понимание: что бы с нами ни случалось, какие бы чувства мы ни испытывали, всегда есть тот, кто сидит себе спокойно в кресле и наблюдает за разворачивающейся драмой нашей жизни. С ним никогда ничего не происходит. Все случается только с действующими персонажами фильма.

В действительности в каждом из нас есть обе части: и тот, кто играет, и тот, кто наблюдает. Наблюдатель — это наша глубинная реальность, но большинству из нас не хватает медитативной осознанности, чтобы проникнуть в свой внутренний мир глубоко, поэтому чаще мы отождествляемся с тем, кто разыгрывает драму.

Принятие себя, любовь к себе — одно из важнейших качеств, которое мы приобретаем, знакомясь со своим внутренним существом. Встречаясь с собой, мы вдруг осознаем, что покой и счастье, к которому мы так стремимся во внешнем мире, всегда были и есть неотъемлемая часть нас самих. Неожиданно любые сомнения в себе, любая критика и осуждение исчезают. Мы принимаем себя такими, какие мы есть. Мы можем сказать жизни «да», не пытаясь что-либо изменить или улучшить.

Семейные расстановки похожи на медитацию в том, что с помощью этого метода мы пытаемся осознать и принять реальность как таковую, не ту, какую бы мы хотели, а ту, которая есть. Хеллингер

Роль медитации fe Семейных расстаноЫсах • 5'7

очень точно назвал одну из своих книг «Признавая то, что есть». То же самое предлагает медитация: мы заглядываем в себя, видим то, что там есть, и говорим этому «да».

На моих семинарах я иногда даю участникам упражнение, которое помогает им ощутить, что значит сказать себе и своей жизни «да». Эта простая, но эффективная техника была разработана Сагарприей Делонг Миллер, американским психотерапевтом, которая много лет исследовала возможность объединить терапию с медитацией.

В упражнении мы просим участников ходить по комнате и, прислушиваясь к желаниям своего тела, совершать любые движения, которые идут изнутри. Мы также предлагаем им говорить вслух следующее: «Если я скажу телу «да», то...» и заканчивать предложение в соответствии с желаниями тела Например, человек двигается по комнате с поднятой вверх рукой и говорит: «Если я скажу телу „да", то моя рука поднимется». Другой участник бегает по комнате и вслух произносит: «Если я скаясу телу,да", то оно будет бегать по комнате», и так далее.

Участник каждый раз комментирует то, что спонтанно делает его тело, и таким образом учится наблюдать за собой, при этом обращая внимание на любые изменения своего внутреннего состояния. Через некоторое время мы просим их в двух-трех словах сказать о том, что с ними происходит. Обычно люди говорят о позитивном опыте расширения, расслабления, радости, прилива сил и энергии.

Медитируя, мы испытываем подобные переживания. Например, практикуя буддийскую випассану, созданную несколько сот лет назад, мы просто сидим молча и прислушиваемся к своему дыханию, к ощущениям, возникающим в теле, а также к мыслям,

518 * Часть IV

появляющимся на небосклоне нашего сознания. Медитирующий отмечает все, что с ним происходит, наблюдает за ощущениями, чувствами, мыслями и через какое-то время погружается в состояние внутренней безмятежности, гармонии с жизнью и мира с самим собой.

Медитация нужна не для того, чтобы что-то изменить или исправить, она нужна для созерцания своего внутреннего существа. С ее помощью мы учимся наблюдать. В тот момент, когда нам удается попасть в состояние наблюдения, мы перестаем бороться с собой, с жизнью, с другими людьми. Именно поэтому многие мистики говорят, что для того, чтобы познать свою природу, нужно научиться расслабляться и не предпринимать никаких усилий.

Семейные расстановки помогают человеку увидеть взаимоотношения в его семье, научиться принимать свои корни и таким образом входить в контакт с универсальной жизненной силой. Ощущая благодарность к своим родителям, человек одновременно испытывает глубокое чувство принятия себя. Он настраивается на саму жизнь, соединяется с целым

Узнавая, каким образом мы связаны со своей семьей, мы начинаем понимать многие мотивы своих поступков. Как только мы признаем реальность, становится доступным нечто особенное, мы начинаем познавать свое внутреннее существо, свою суть, вечную, не принадлежащую к поверхностным слоям нашей личности.

На самом деле, в такие моменты мы соприкасаемся со своей духовностью. Представьте себе на мгновение инвалида, у которого нет возможности делать и испытывать многое из того, на что способны обычные люди. Большинство здоровых людей считают, что такому человеку не повезло. Он и сам может так думать. Но если он полностью согласится со своей судьбой, он

Роль медитации fe Семейных расстаноЫсах «5'?

сможет стать сильнее и счастливее многих физически полноценных людей.

В каком-то смысле, до тех пор, пока мы отрицаем жизнь и сопротивляемся ей, мы похожи на инвалидов. Мы можем, например, думать, что лучше бы у нас было другое детство, или другие родители, или другие отношения с людьми. Повод для сожалений всегда найдется. Но, не принимая свою жизнь, мы себя в чем-то обкрадываем, потому что реальные события не изменить, а обращая внимание на плохое, мы забываем о хорошем. Принимая прошлое, мы учимся видеть его позитивные уроки.

С помощью медитации, так же как и с помощью расстановок, мы входим в контакт с чем-то большим, чем мы сами. Хеллингер называл это «высшей душой», я предпочитаю слово «существование». Как мне кажется, личностный рост и обретение зрелости — это процесс постепенной сонастройки с высшей силой и глубокого осознания, что мы с ней едины.

Применительно к семейной динамике это значит, что мы находим в своем сердце место для родителей и для всех остальных членов семьи, соглашаемся со всем, что было в прошлом, ничего не оценивая как хорошее или плохое или как бы то ни было еще.

Если у вас это получится, это будет вашим огромным личным достижением. Принять случившееся всегда непросто. Представьте, сколько нужно для этого душевных сил человеку, родителей которого убили? Он сможет перестать ненавидеть убийц только тогда, когда по-настоящему осознает, что согласиться с судьбой родителей — это единственный способ проявить к ним истинное почтение и уважение. В тот момент, когда он сможет это, он выйдет за пределы личной и коллективной совести.

Парадоксально, но человек, который хочет освободиться от оков совести, не сможет этого сделать.

520 • Часть IV

Когда кто-то говорит: «Я хочу снять с себя бремя своей семьи», он попадает в ловушку. Чтобы на самом деле освободиться, нужно принять судьбу семьи и согласиться ее нести. Другими словами, человеку нужно отказаться от желания сбросить бремя и идти налегке Как только мы с этим соглашаемся, в этот же самый момент прошлое теряет над нами власть, и мы чувствуем силу и блаженное чувство свободы.

Медитация предлагает нам тот же опыт. Приближаясь к центру своего существа и разотождествляясь с эго, мы испытываем то же чувство принятия себя. Желание что-либо изменить замещается чувством глубокого принятия всего, что нам дает жизнь.

Любое желание, включая и желание освободиться от бремени, — это барьер. Ошо говорил, что «выход за пределы происходит непосредственно через переживание реальности, вы не можете этим управлять, вы просто приобретаете опыт, благодаря которому становитесь мудрее».

Нужно сказать, что регулярная практика медитации помогает нам учиться наблюдать за собой: за ощущениями тела, за мыслями и чувствами, за своими состояниями. Благодаря медитации мы становимся более чувствительными. Это в свою очередь помогает нам как заместителям точнее определять свои ощущения в ходе расстановки. В то же время практика наблюдения и разотождествления помогает и клиенту. Ему становится легче освободиться от семейных переплетений.

_Глаоа 25_

Uhcju Визуальные сессии и семинары

Индивидуальные сессии

Обычно Семейные расстановки проводятся в группе, но когда нет возможности пригласить достаточное количество людей, расстановки можно проводить и в рамках индивидуальной сессии. Чтобы обозначить позиции участников, необходимо найти предметы, которые символизировали бы членов семьи клиента и по которым можно понять, в какую сторону смотрит тот или иной «заместитель».

Некоторые ведущие используют обувь, другие рисуют на бумаге символы, изображающие родственников клиента Я обычно использую подушки, а чтобы указать направление, кладу на них салфетки. Для меня это удобнее всего, поскольку мне не приходится таскать большие сумки с обувью. Подушки также лучше бумаги, так как позволяют взглянуть на картину семьи с некоторого расстояния. В индивидуальной сессии вы

11 Свагито Р. Либермайстер

322 «Часть IV

можете проявить все свое творчество, однако не забывайте, что предметы должны иметь направление.

После того, как роли распределены и предметы обозначены, терапевт предлагает клиенту расставить «родственников». Или (я предпочитаю работать именно так) клиент выбирает символ и отдает его терапевту, затем внутренним взором представляет члена семьи и указывает терапевту, куда поставить или положить предмет — туда, где бы этот родственник стоял, если бы был в комнате. Терапевт кладет предмет в направлении, указанном клиентом Так происходит с каждым «участником» расстановки.

Такой способ распределения заместителей занимает больше времени, зато, когда терапевт держит в руках предметы, у него есть возможность напрямую соединиться с чувствами того или иного участника системы.

После того, как предметы разложены, терапевт может попросить клиента взглянуть на сложившуюся картину и описать то, что он (клиент) видит, сказать о том, что привлекает его внимание, удивляет или задевает. Затем терапевт рассказывает клиенту о своем восприятии его семьи. Также терапевт может встать на чье-либо место в расстановке или же побывать на всех местах поочередно и рассказать, что он чувствует, находясь в той или иной позиции.

Иногда терапевт просит клиента проделать то же самое, почувствовать, что происходит с теми, кто принадлежит его семье. Конечно, для этого клиенту нужно уметь настроиться на другого человека, но и такой подход обычно бывает продуктивным. Клиенту может быть интересно, что чувствуют его близкие. Однако терапевт должен внимательно следить за тем, действительно ли клиент ощущает то, что чувствует другой человек, или же он исходит из того, что знает об этом человеке.

Роль медитации В Семейных расстаногМсах # J23

Нередко терапевт просит клиента произнести определенную фразу в адрес какого-либо «участника», повернувшись лицом к подушке. Терапевт же от лица того или иного родственника может рассказывать о своих реакциях. Каждая сессия уникальна, и терапевт должен уметь интуитивно чувствовать, что может быть полезным для клиента.

Работа с символами похожа на работу с людьми: мы меняем позиции, просим клиента произносить разрешающие фразы, а также отмечать любые изменения внутреннего состояния по ходу сессии. Конечно, терапевт не может непосредственно наблюдать за тем, как меняется энергия заместителей (в этом недостаток работы с символами), но все же это практическая альтернатива, дающая не менее эффективные результаты.

Трудности могут возникнуть тогда, когда необходимо пойти в глубь поколений, а информации о семье недостаточно. Если бы заместители могли говорить, они сообщили бы о том, как себя чувствуют, но подушки молчат. В этом случае терапевт больше внимания уделяет настоящему, не затрагивая остальные аспекты семейной динамики.

В целом, нужно минимум заместителей. Иногда достаточно поставить клиента перед родителями и подождать, когда проявятся какие-либо движения. Терапевт наблюдает за энергией, за невербальными проявлениями и затем может попросить клиента обратиться к родителям с определенными словами или сделать движение или жест.

Работая с группой, терапевт может начать делать расстановку для определенного клиента, затем в какой-то момент прервать сессию и предложить клиенту понаблюдать за расстановками других. На индивидуальной сессии подобное невозможно, поскольку клиент заплатил деньги за определенное время. Поэтому

32+ • Часть IV

иногда предварительная беседа в начале сессии занимает немного больше времени, чем обычно. Нередко терапевт предлагает клиенту короткую медитацию, чтобы дать ему соприкоснуться с глубокими чувствами

и настроиться на процесс.

Семинары: работа в группе

Красота и уникальность Семейных расстановок ярко проявляется на групповых семинарах. Клиент расставляет заместителей и после этого наблюдает за тем, как разворачивается драма отношений в его семье. Он может выбирать, вовлекаться в происходящее или нет.

Большую часть времени клиент просто сидит и наблюдает за заместителями и за своими реакциями на их движения. Даже не обладая почти никакой информацией о семье, можно проводить сессию, поскольку заместители входят в энергетическое поле системы и получают все необходимые знания напрямую. Это красивый и очень эффективный способ избежать сопротивления со стороны клиента, так как терапевт работает не с самим клиентом, а с его заместителем.

Обычно на моих семинарах присутствует от пятнадцати до пятидесяти человек. Если группа маленькая, то я стараюсь сделать так, чтобы количество мрк-чин и женщин было примерно одинаковым.

На больших семинарах я не гарантирую, что всем участникам удастся расставить свою семью. Но даже простое наблюдение или участие в качестве заместителя может оказаться полезным. На практике часто оказывается, что люди, которые непременно хотят расставить свою семью, не вполне понимают суть работы. В действительности не так важно, чью семью мы расставляем. Переплетения любой семьи могут оказаться

Роль медитации о Семейных расетаноЫсах • yifj

Близкими для участников. Если кого-то задело то, о чем шла речь во время расстановки, то именно эта расстановка, пусть даже чужой семьи, может привести участника к исцелению и разрешению его проблемы. В целом я доверяю энергии момента. Это значит, что тот, кому нужна расстановка, получит ее именно тогда, когда она ему действительно необходима. Валено, чтобы участники понимали, что их проблема разрешится в свое время. Процесс исцеления невозможно ускорить никакими контрактами или соглашениями.

Что касается различных технических моментов, то я призываю людей садиться на стулья, поскольку так лучше видно расстановку, и к тому же это помогает не заснуть, что часто бывает с участниками, сидящими на подушках на полу. Чаще всего мы садимся в круг и рядом со мной ставим один пустой стул для клиента. Сама лее расстановка происходит внутри круга.

В начале семинара я обычно говорю несколько слов о Семейных расстановках, и затем мы знакомимся по кругу. О «кругах» я расскажу чуть позже. Типичный семинар по расстановкам состоит из индивидуальных сессий, «кругов», упражнений и различных медитаций.

Движение по кругу

Люди по очереди делятся своими впечатлениями, мыслями, чувствами и идеями относительно происходящего. Причем участники говорят друг за другом, по кругу. Иногда люди просто, без всякой очереди делятся своими переживаниями и мыслями на общий крут. Хеллингер часто использовал этот метод в своих семинарах, и я тоже его использую, иногда с вариациями. Я прошу участников сказать несколько слов о том, как они себя чувствуют, что с ними происходит в данный момент. Во время первого круга я

* Часть IV

прошу людей представиться и кратко рассказать о своих целях, а во время последнего, заключительного круга я прошу их обозначить, что для них на группе было особенно важно.

Мы стараемся не затягивать процесс и делаем его максимально динамичным. Я не хочу, чтобы люди углублялись в дебри своих семейных историй или увлекались интерпретацией событий. Иногда я прошу участников одним словом обозначить их состояние, для того чтобы понять, на чем сконцентрирована энергия группы.

Когда кто-то делится впечатлениями, я прошу остальных не перебивать и не комментировать. У каждого будет возможность высказаться, когда до него дойдет очередь. Я прошу участников говорить только о себе, о своих чувствах, мыслях и ощущениях. Ведущему Семейных расстановок необходимо строго следить за этим.

Иногда я устраиваю круги в ходе семинара для того, чтобы почувствовать группу в целом и понять, кто готов к расстановке, или чья проблема наиболее актуальна для большинства участников. Иногда полезно после напряженной расстановки попросить участников высказаться, давая им возможность выразить свои переживания и сформулировать то, что они поняли. Так пережитое превращается в опыт. К тому же круги помогают собрать группу воедино.

Иногда я прерываю круг, чтобы сделать расстановку для кого-либо из участников, а затем мы продолжаем делиться.

Упражнения

Иногда я предлагаю всем участникам группы сделать то или иное упражнение, которое поможет им настроиться на работу с расстановками и запустит

Роль медитации £> Семейных расстаноЫсах «52-7

определенные внутренние ггроцессы. Упражнения полезны и для физической активности. Поскольку люди долго сидят на стульях, время от времени им необходимо двигаться. Кроме того, тело и ум — части единого механизма, и поэтому, когда люди много и глубоко переживают, полезно уравновесить психологическую активность физической. Я использую активные медитации, танцы и физические упражнения.

Я никогда не настаиваю на том, чтобы участники беспрекословно следовали моим инструкциям и непременно участвовали в упражнении. Все люди разные, кому-то упражнение нравится, а кому-то вообще не подходит.

После знакомства я обычно прошу участников объединиться в пары и провожу медитацию, которая помогает им вспомнить свою семью, семьи родителей, бабушек и дедушек, включая всех, кто принадлежит к системе, и некоторые события, происходившие в семье. Я привожу примеры значимых для расстановок событий и затем предлагаю участникам по очереди поделиться друг с другом, рассказать о своих семьях. Пока один делится, второй человек в паре внимательно слушает и отмечает свои реакции: «что из того, о чем говорит человек напротив, мне близко». Это помогает людям соприкоснуться со своей семьей, вспомнить значимые события, ощутить энергию семьи.

Еще одно упражнение, которое я использую во время семинара, тоже выполняется в парах. Партнеры встают друг напротив друга один из них — ребенок, другой — родитель.

Родитель ничего не делает. Он просто присутствует. Ребенок же стоит напротив и отмечает свои реакции: чувствует ли он себя больше родителя или меньше, хочется ему подойти или, наоборот, сделать шаг назад. Через некоторое время я прошу детей

328 • Часть IV

поклониться родителям, если они чувствуют, что способны это сделать. Затем я прошу участников поменяться ролями. В заключение партнеры делятся друг с другом всем, что они заметили в отношении себя и партнера. Это помогает им ощутить, каковы на самом деле их отношения с родителями. Реальные чувства очень часто не совпадают с интеллектуальными представлениями.

Иногда я делю присутствующих на малые группы по четыре-пять человек. В них один участник становится клиентом, другой — ведущим, остальные — заместителями. Ведущий помогает клиенту расставить отца, мать и своего заместителя. Получается мини-расстановка, во время которой не происходит глубокой работы, это просто создание семейного портрета, однако такое упражнение помогает участникам настроиться на дальнейший процесс. Заместители говорят о своих реакциях. Ведущий же только исполняет роль координатора. Основная работа будет проделана позже.

Иногда, на более длительных тренингах, о которых я рассказывал в главе 4, я прошу участников принести небольшие предметы, символизирующие членов их семей. В тройках участники по очереди делают семейный портрет. Остальные наблюдают и комментируют то, что видят. Затем участник переходит от одного члена семьи к другому, пытаясь понять, что этот человек может чувствовать.

Существует и множество других различных упражнений, которые я использую на группах, например, показываю, как работает совесть, или что может чувствовать человек по отношению к любимому или любимой, когда тот или та стоят позади него. Нет необходимости описывать все, что я делаю. Приведенных примеров достаточно, чтобы понять идею в целом.

Роль медитации в Семейных расстаноЫсах» 52?

Медитация

В начале четвертой части уже говорилось о том, что я имею в виду под словом медитация.

Семейные расстановки помогают человеку двигаться в медитацию глубоко, поскольку освобождают ум человека от неразрешенных конфликтов и учат его наблюдать за своими чувствами, мыслями и действиями.

С другой стороны, медитация помогает глубже осознать все, что происходит на расстановке, поскольку дает возможность погрузиться в свой внутренний мир, соприкоснуться со своими внутренними движениями.

На семинарах я использую как структурированные, так и направляемые медитации. Например, утром и в конце дня мы делаем активные медитации, в которых есть определенные стадии, физическая активность, покой и наблюдение. Чаще всего я использую две активные техники, разработанные Ошо: Динамическую медитацию утром и Кундалини вечером. Обе практики длятся один час и помогают людям интегрировать то, с чем они столкнулись во время расстановок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: