Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты. Налоговая система - совокупность форм и методов сбора финансовых средств.
Принципы налогообложения:
1. Система взимания налогов должна быть построена так, чтобы затраты государства на ее содержание, а также затраты налогоплательщика, связанные с самой процедурой выплаты, были максимально низкими;
2. Налоговое бремя не должно снижать экономическую активность налогоплательщика;
3. Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы в наибольшей степени способствовать реализации политики конъюнктуры и занятости;
4. Процесс налогообложения должен влиять на распределение доходов в направлении обеспечения большей социальной справедливости;
5. Комбинация налогов должна образовывать единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель;
6. При определении «налоговой платежеспособности» частных лиц следует требовать предъявления лишь минимума сведений, затрагивающих личную жизнь граждан.
|
|
Основные виды налогов можно классифицировать по следующим пяти признакам.
1. По объектам налогообложения различают: а) налог на доходы, б) налог на имущество, в) налог на расходы покупателей определенных товаров и услуг.
2. По способам взимания налоги делятся на прямые (взимаются непосредственно с получателей доходов или владельцев имущества: подоходный налог, налог на собственность) и косвенные (включаются в цены определенных товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже - акцизы и таможенные пошлины).
3. По способу определения размера различают три основные системы налогов:
а) пропорциональными считаются налоги с неизменной процентной ставкой, не зависящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества; б) прогрессивными называют налоги, ставка которых растет по мере роста доходов; в) регрессивными называют налоги, ставка которых снижается по мере роста доходов.
4. По уровню бюджета, в который поступают налоговые суммы, выделяют общегосударственные и местные налоги.
5. По порядку использования различают общие налоги - поступают в единую кассу государства, и целевые или специальные, имеющие определенное назначение.
Рост чистого объема налоговых поступлений в государственный бюджет расширяет возможности государственного инвестирования и кредитования частного бизнеса и государственных предприятий. Это приводит к мультипликационному росту чистого национального продукта. Налоговый мультипликатор определяется как отношение изменения ЧНП к изменению объема налоговых поступлений.
|
|
Однако государство не должно забывать о том, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм отбивает у последних стимулы к капиталовложениям. Наглядно это отражает на графике кривая Лаффера (рис. 18.3).
R
100%
где R - налоговые ставки,
У - поступления в госбюджет
У
Рисунок 18.3 – Кривая Лаффера
Первоначально с ростом налоговых ставок растут поступления в бюджет. Однако в какой-то момент чрезмерные ставки налогов начинают тормозить развитие производства, а при стопроцентной ставке налогов предприниматели сворачивают свое производство в силу отсутствия какого-либо стимула, и поступления в бюджет совершенно прекращаются.
В Казахстане действуют следующие налоги, установленные Налоговым кодексом РК:
1. Корпоративный подоходный налог;
2. Индивидуальный подоходный налог;
3. Налог на добавленную стоимость;
4. Акцизы;
5. Налоги и специальные платежи недропользователей;
6. Социальный налог;
7. Земельный налог;
8. Налог на транспортные средства;
9. Налог на имущество.
Кроме этих налогов в бюджет поступают 13 видов сборов, 9 различных
плат, государственная пошлина и таможенные платежи.