Государственный бюджет. Государственные расходы и совокупный спрос. Мультипликатор государственных расходов. Бюджетный дефицит. Внутренний и внешний государственный долг

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управлению, на социально-экономические цели, на хозяйственную деятельность государства, осуществление им внешнеэкономической деятельности, укрепление обороны и национальной безопасности.

В экономической литературе предлагается различная классификация государственных расходов. Так, А. Пигу делит их на трансформационные и трансфертные. В первом случае потокам государственных средств противостоит услуга, выраженная в товаре или труде (государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплата из бюджета заработной платы). Трансфертные расходы не предполагают встречную услугу и выступают как прямая передача средств (трансферт: субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение).

Другая классификация госрасходов связана с институциональным направлением: за основу берется их распределение по министерствам, агентствам, ведомствам. Такая систематизация облегчает контроль за расходованием средств, но не позволяет судить об эффективности их использования.

На основе функционального принципа классификации расходы группируются по целевому назначению (оборона, образование, промышленность и т.д.). Этот подход позволяет судить о приоритетах экономической политики государства.

Расходы государства на хозяйственную деятельность приводят к мультипликационному росту чистого национального продукта. Мультипликатор государственных расходов определяется как отношение изменения ЧНП к изменению правительственных расходов.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений из так называемых внебюджетных или целевых фондов.

В экономической литературе дается следующая классификация государственных доходов:

1) налоговые и неналоговые;

2) обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, периодические);

3) от частного сектора и от государственного сектора.

В свою очередь, доходы, получаемые от государственного сектора,

делятся на средства, полученные от национального государства и поступившие из-за рубежа (помощь, репарации). Государственные доходы от частного сектора обусловлены прямым и косвенным участием государства в рыночных процессах. Прямой вариант предполагает доходы от продажи товаров и услуг, производимых государственными предприятиями. Косвенный – предполагает доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штрафов и т.п.

Известны два принципа построения финансовой системы: а) демократический централизм; б) фискальный федерализм. При демократическом централизме местные органы не могут самостоятельно распределять денежные средства. При фискальном федерализме центральные и местные финансы строго разграничены, и местные власти самостоятельно определяют направления финансовых расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: