Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управлению, на социально-экономические цели, на хозяйственную деятельность государства, осуществление им внешнеэкономической деятельности, укрепление обороны и национальной безопасности.
В экономической литературе предлагается различная классификация государственных расходов. Так, А. Пигу делит их на трансформационные и трансфертные. В первом случае потокам государственных средств противостоит услуга, выраженная в товаре или труде (государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплата из бюджета заработной платы). Трансфертные расходы не предполагают встречную услугу и выступают как прямая передача средств (трансферт: субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение).
Другая классификация госрасходов связана с институциональным направлением: за основу берется их распределение по министерствам, агентствам, ведомствам. Такая систематизация облегчает контроль за расходованием средств, но не позволяет судить об эффективности их использования.
|
|
На основе функционального принципа классификации расходы группируются по целевому назначению (оборона, образование, промышленность и т.д.). Этот подход позволяет судить о приоритетах экономической политики государства.
Расходы государства на хозяйственную деятельность приводят к мультипликационному росту чистого национального продукта. Мультипликатор государственных расходов определяется как отношение изменения ЧНП к изменению правительственных расходов.
Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений из так называемых внебюджетных или целевых фондов.
В экономической литературе дается следующая классификация государственных доходов:
1) налоговые и неналоговые;
2) обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, периодические);
3) от частного сектора и от государственного сектора.
В свою очередь, доходы, получаемые от государственного сектора,
делятся на средства, полученные от национального государства и поступившие из-за рубежа (помощь, репарации). Государственные доходы от частного сектора обусловлены прямым и косвенным участием государства в рыночных процессах. Прямой вариант предполагает доходы от продажи товаров и услуг, производимых государственными предприятиями. Косвенный – предполагает доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штрафов и т.п.
Известны два принципа построения финансовой системы: а) демократический централизм; б) фискальный федерализм. При демократическом централизме местные органы не могут самостоятельно распределять денежные средства. При фискальном федерализме центральные и местные финансы строго разграничены, и местные власти самостоятельно определяют направления финансовых расходов.