Г) общественно-политические идеалы Платона

Учение Платона о государстве тесно связано с этикой и психологией. Основной идеей “Государства” Платона является идея справедливости, создание идеального политического строя. Существование человека вне общественно-политической жизни, по Платону, невозможно. Государство Платона состоит из сословий: правителей, стражей и т. н. третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и т. д. По Платону, каждое сословие должно заниматься тем, на что оно способно, иначе говоря, каждый должен заниматься своим делом, в совершенстве владеть своим мастерством (techne). Основное разделение сфер деятельности определяется назначением каждого сословия. Так, философы-правители управляют, стража призвана охранять государство от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники должны производить материальные блага, как для самих себя, так и для первых двух сословий. Соответствующими этическим добродетелями сословий являются мудрость, мужество и послушание. Гармоническое сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создает справедливый государственный строй. Государственному строю и идее справедливости соответствует душа человека, состоящая из трех частей: разумной, вожделеющей и растительной. С тем чтобы исключить из общества корыстолюбие и алчность, Платон предлагает ликвидировать частную собственность. В одном из вариантов идеального государства он предлагает даже обобществить жен, а воспитание детей препоручить государству, независимо от их социального происхождения, и только потом в соответствии со способностями и наклонностями детей определять их место в общественной жизни. Платон пытался реализовать свои политические идеи в Сицилии (Сиракузы), но безуспешно. В “Законах”, относящихся к последнему периоду его творчества, и отразилось его разочарование. Именно в “Законах” он изобразил своего рода полицейское (казарменное) государство, которое принуждает людей быть “счастливыми” против их воли. Философы-правители в своей деятельности ориентируются на высшую форму познания—диалектику идей. Любая деятельность, связанная с чувственными вещами (а чувственные вещи относятся к неподлинному бытию или небытию, в то время как подлинным бытием у него является идеальный мир), это низший уровень деятельности. По Платону, искусство есть подражание (мимесис) вещам, а сами вещи—подражание идеям. Поэтому искусство—“подражание подражанию”, оно побочно как в отношении истины, так и в отношении естественных наук.

4.Философия Аристотеля:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: