4 виды рынка:
- МОНОПОЛИЯ,
Монополия - это такие условия, когда компания располагает уникальным продуктом, то есть ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца.
Характеристики:
число фирм на рынке: одна,
тип продукта: уникальный/нет близких заменителей,
контроль над ценой: значительный(«диктующий цену»)
условия вступления в отрасль: блокировано
неценовая конкуренция: есть соблазн давления на поставщиков и банки, демпинга с целью разорения конкурента
пример: местные предприятия общественного пользования (коммунальные службы газо- и водообеспечения)
Виды монополий:
- естественная монополия (железная дорога, системы водоснабжения) — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами,
|
|
- государственная монополия - монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
- открытая монополия - временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.
- ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ,
Эта модель имеет ряд особенностей, в том числе наличие большого количества продавцов и покупателей, то есть конкуренция, возникающая между предприятиями, продающими одинаковые товары. При этом цены на товары определяются соотношением спроса и предложения.
Характеристики:
число фирм на рынке: очень большое,
тип продукта: стандартизированный,
контроль над ценой: отсутствует («соглашающийся с ценой»)
условия вступления в отрасль: очень легкие, препятствия отсутствуют,
неценовая конкуренция: отсутствует,
пример: сельское хозяйство
- ОЛИГОПОЛИЯ,
Тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
Характеристики:
число фирм на рынке: несколько
тип продукта: стандартизированный или дифференцированный
контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью,
условия вступления в отрасль: наличие существенных препятствий,
неценовая конкуренция: очень типична, особенно при дифференциации продукта
|
|
пример: производство стали, автомобилей,
- МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.
отрасль состоит из нескольких десятков товаропроизводителей. Разумеется, между ними тоже существует довольно острая конкуренция, которая оказывает влияние на возникновение определенной рыночной ситуации.
Характеристики:
число фирм на рынке: несколько десятков,
тип продукта: дифференцированный,
контроль над ценой: в узком диапазоне,
условия вступления в отрасль: сравнительно легкие,
неценовая конкуренция: качество, ассортимент,
пример: сигареты, конфеты, одежда, обувь
Чистая конкуренция и чистая монополия в практике рынка встречаются довольно часто. Однако наибольший удельный вес в рыночной действительности занимают монополистическая конкуренция и олигополия, т.е. такие модели, которые принято относить к несовершенной конкуренции.