Четыре модели рынка, их характерные черты

4 виды рынка:

- МОНОПОЛИЯ,

Монополия - это такие условия, когда компания располагает уникальным продуктом, то есть ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца.

Характеристики:

число фирм на рынке: одна,

тип продукта: уникальный/нет близких заменителей,

контроль над ценой: значительный(«диктующий цену»)

условия вступления в отрасль: блокировано

неценовая конкуренция: есть соблазн давления на поставщиков и банки, демпинга с целью разорения конкурента

пример: местные предприятия общественного пользования (коммунальные службы газо- и водообеспечения)

Виды монополий:

- естественная монополия (железная дорога, системы водоснабжения) — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами,

- государственная монополия - монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

- открытая монополия - временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

- ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ,

Эта модель имеет ряд особенностей, в том числе наличие большого количества продавцов и покупателей, то есть конкуренция, возникающая между предприятиями, продающими одинаковые товары. При этом цены на товары определяются соотношением спроса и предложения.

Характеристики:

число фирм на рынке: очень большое,

тип продукта: стандартизированный,

контроль над ценой: отсутствует («соглашающийся с ценой»)

условия вступления в отрасль: очень легкие, препятствия отсутствуют,

неценовая конкуренция: отсутствует,

пример: сельское хозяйство

- ОЛИГОПОЛИЯ,

Тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Характеристики:

число фирм на рынке: несколько

тип продукта: стандартизированный или дифференцированный

контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью,

условия вступления в отрасль: наличие существенных препятствий,

неценовая конкуренция: очень типична, особенно при дифференциации продукта

пример: производство стали, автомобилей,

- МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

отрасль состоит из нескольких десятков товаропроизводителей. Разумеется, между ними тоже существует довольно острая конкуренция, которая оказывает влияние на возникновение определенной рыночной ситуации.

Характеристики:

число фирм на рынке: несколько десятков,

тип продукта: дифференцированный,

контроль над ценой: в узком диапазоне,

условия вступления в отрасль: сравнительно легкие,

неценовая конкуренция: качество, ассортимент,

пример: сигареты, конфеты, одежда, обувь

Чистая конкуренция и чистая монополия в практике рынка встречаются довольно часто. Однако наибольший удельный вес в рыночной действительности занимают монополистическая конкуренция и олигополия, т.е. такие модели, которые принято относить к несовершенной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: