Эластичность спроса

Для определения скорости изменения спроса и предложения товара на рынке, экономисты ввели понятие эластичность. Впервые ввел Альфред Маршал.

Эластичность – это процент изменения величины 1 переменной в результате изменения на 1 единицу величины другой переменной.

Таким образом эластичность показывает на сколько процентов изменится 1 переменная экономическая величина при изменении другой на 1 %. Эластичность спроса необходима для составления проектов экономического развития и экономических прогнозов.

Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цены.

Виды эластичности спроса:

1) Спрос единичной эластичности – когда однопроцентное повышение цены вызывает 1% понижение спроса на товар. Это означает, что на рынке сложена четко равновесная цена и нарушать ее не рекомендуют.

2) Неэластичный спрос – это означает что понижение цены на 1% вызвало увеличение спроса менее чем на 1%. Т е объем продаж изменяется не значительно. И это товары первой необходимости.-

3) Эластичный спрос - считается таковым, если при незначительном понижении цен существенно возрастает объем продаж (товары роскоши).

4) Бесконечно эластичный спрос – имеется только 1 цена по которой потребители покупают товар (лекарства).

5) Совершенно неэластичный – когда приобретается нефиксированное количество товара независимо от их цены.

Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность спроса.

Показывает на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Эластичность спроса возрастает при наличии товаров заменителей. Чем больше заменителей, тем более эластичным является спрос и понижается при повышении спроса потребителя на данный товар. Т е степень эластичности тем ниже чем более необходим товар.

Где дельта Q изменение величины спроса (%)

Дельта Р – изменение цены (%)

Индекс Р значит что эластичность рассматривается по цене.

Показатель ценовой эластичности для всех товаров отрицательная величина, т е если цена товара снижается, то величина спроса растет и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется противоположная величина и знак – опускается. Факторы влияющие на эластичность: 1) доходы потребителей, 2) цены на сопряженные товары и т д.

Эластичность спроса по доходам.

Понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории нормальных. При снижении доходов потребителей и росте спроса на товар, товар относится к категории низших. Изменения эластичности по доходам показывает относится ли товар к категории нормальных или низших. Отношение эластичности спроса равна отношению процентного изменения отношения спроса на товар к % изменению дохода.

Где – коэффициент Э.С. в зависимости от дохода.

Q1, Q 2 – величина спроса до и после изменения дохода.

I0, I1 – доход покупателей до и после изменения.

На эластичность спроса большое влияние оказывает, наличие на рыке большого количества товарозаменителей. Эластичность спроса на товар тем выше, чем больше у покупателей возможностей отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае роста его цены.

Перекрестная эластичность.

Это понятие используется для определения степени влияния, изменения цены одного товара на изменение спроса на другой товар(подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на барадинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба).

Перекрестная эластичность – это зависимость спроса от товаров взаимозаменяющих и товаров взаимодополняющих.

Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного отношения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В.

Значение коэффициента зависит от того какие товары рассматриваются.

Величина спроса будет изменяться в направлении противоположном изменению цены. Таким образом определив значение коэффициента перекрестной эластичности можно узнать считаются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимодополняемыми и соответственно как изменение цены на 1 вид продукции который производится 1 фирмой может отразиться на спрос на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут принять решения фирме в ценовой политике на выпускаемую продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: