Основы эстетики предметно-пространственной среды

Основные понятия Эстетичность объектов – это совокупность свойств, характеризующих их художественную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения.

1. Художественная выразительность заключается:

в передаче социальнозначимой информации в виде художественных образов;

оригинальности замысла, выделяющего данное изделие (объект) среди аналогичных объектов;

соответствии стиля окружающей среде;

соответствии моде, выражающей господствующие в данное время эстетические вкусы.

2. Рациональность формы – свойство, выражающее согласованность принятых конструктивных форм с условиями внешней среды:

функционально-конструктивная обусловленность формы, т. е. соответствие назначению по динамичности, легкости, быстроходности, тяжеловесности и т. д., принципу действия и особенностям взаимодействия изделия со средой;

согласованность формы изделия и примененных материалов; масштабная согласованность формы целого и частей.

3. Целостность композиции выражается в следующих свойствах:

организованность объемно-пространственной структуры, т. е. логическая завершенность пространственного строения формы, ее масштабной, пропорциональной и ритмической организации, подчиненность целому частного;

тектоничность, т. е художественная осмысленность реальной работы и конструкции и материалов;

пластичность внутренних решений, т. е. логичность взаимных переходов и связей, объемов, плоскостей и очертаний формы;

единство пластичного решения с другим функционально связанным изделием; упорядоченность графических и изобразительных элементов, их взаимная согласованность и соподчиненность по общему композиционному решению; колорит и декоративность, взаимосвязь цветовых сочетаний и использования декоративных свойств материалов.

4. Совершенство производственного исполнения характеризует эстетично совершенный товарный вид изделия и имеет свойства: чистоту выполнения контуров и сопряжений; тщательность выполнения, стойкость декоративных и защитных покрытий и отделки поверхностей; четкость исполнения фирменных знаков и указателей.

Проектная деятельность по приданию промышленному изделию эстетичности называется художественным конструированием или дизайном.

Дизайн, цели, задачи и этапы

Цели и задачи дизайна:

1) обеспечить удобство пользования изделием путем придания ему художественной выразительности, гармонии целостной формы и др. свойств, соответствие условиям его использования по назначению;

2) облегчить общение человека с изделием, уменьшить нервное напряжение, способствовать созданию комфортных условий для физической и умственной деятельности.

Дизайн может охватить, кроме отдельных машин, оборудования и их комплексов, производственные помещения, внутризаводской транспорт, технологические линии, заводские и другие производственные территории (размещение зданий, сооружений и оборудования на буровых, производственных и ремонтных предприятий нефтяной промышленности).

На решение проблем дизайна воздействуют элементы информационные, управляющие и лицевые (панели, оболочки, несущие конструкции и т. д.).

Инженерное проектирование и дизайн – единый процесс создания общественно целесообразных изделий, удобных в эксплуатации, технически совершенных и красивых. Выделяют следующие этапы этого процесса:

1. Предпроектные исследования: изучаются отечественные и зарубежные аналоги, стандарты, медикогигиенические нормы, условия производства. На этой основе производится эргономический анализ проектируемого изделия;

определяются основные условия, влияющие на показатели качества изделия, технические показатели: масса, габариты, мощность и производительность, удобство эксплуатации, обслуживания и ремонта; производится исследование экономических показателей с учетом технических и технологических возможностей предприятия и перспектив его развития.

2. Проектные исследования:

осуществляется художественное и эргономическое моделирование объекта с целью выявления естественных связей изделия с социальнокультурной средой и человеком;

исходя из общественного образа потребления, дизайнер выявляет главный смысл изделия как вещи и пытается воплотить его в проектном образе; вещь оценивается как целесообразно работающая конструкция с точки зрения удобства, портативности, гибкости, комфортабельности. От первых идей и эскизных набросков до состояния законченного проекта дизайнер постоянно выступает в роли аналитика-эксперта по отношению к требованиям и предложениям заказчика-потребителя. В этом процессе могут выбираться варианты художественно-конструктивных компоновок и целесообразна коллективная оценка проектных решений («мозговой штурм»).

3. Проектно-графическое моделирование.

Основные типы графических изображений: наброски, поисковые рисунки, эскизы, демонстрационные рисунки и чертежи.

Набросок – обобщенное условное изображение, характерное передачей только основного и типичного, без проработки деталей. Наброски выполняются по памяти, по воображению и с натуры. В зависимости от графических средств наброски могут быть контурными, контурно-тональными и живописно-тональными, точно передающими объемность, цветофактурные, фактурно-пластические характеристики форм.

Основным средством графического выражения является линия. Она может быть прерывистой, трепетной, воздушной, стремительной. Штрих или заливка, используется для передачи тона, фактуры, цветности, материальности поверхностей объекта в черно-белых набросках (объем, светотень).

Используют обычно фломастер, карандаш, перо, тушь, реже акварель, уголь и т. д.

Поисковый рисунок – монохромное обобщенное изображение для быстрой фиксации идеи в процессе решения композиционно-графических задач, формирования компоновок, проработки отдельных узлов, конструктивных сечений. Используются методы рисования и черчения.

Эскиз – дает точное представление об изделии. Эскиз можно выносить на обсуждение.

Демонстрационный рисунок – представляет изделия в завершенной форме, выполняют с помощью методов перспективного построения и с привлечением всех видов изобразительных средств. Выполняется на отдельном планшете на основе приемов и правил композиции.

Проработка эскизных и демонстрационных рисунков и поисковых моделей целесообразна параллельно с разработкой чертежей компоновки и общего вида изделия, поскольку с их помощью выявляются формы, масштабы и пропорции образца.

Композиция промышленного изделия – построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоничном единстве, по определенным приемам и правилам

На демонстрационных планшетных рисунках основным объектом является центр композиции.

Приемы построения композиции:

главное изображение в укрупненном масштабе и (или) в центре планшета;

при многоплановой композиции основное изделие располагают на переднем плане;

используют контрастные решения линейных и плоскостных тональных отношений объекта и фона;

подбирают освещенность так, чтобы главный объект четко вырисовывался, а второстепенные вспомогательные элементы – условно и мягко (размыто);

расположение изображений выполняют линейно, как бы ведя зрителя к центру композиции.

Правила композиционного расположения изделия на планшете заключаются в выражении уравновешенности, динамичности, завершенности структуры объектов и тектоничности.

Уравновешенность достигается:

1) симметричным расположением изображений с учетом их плотности, количества и тональности;

2) определением смыслового значения каждого объекта: основные предметы и формы должны уравновешивать более громоздкие, но второстепенные;

3) варьированием плотностью и тональностью пятен;

4) расположением более тяжелых предметов в нижней части рисунка, что обеспечивает устойчивость.

Равновесие определяет вес и направление элементов конструкции. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, или расположенный на вертикальной оси, проходящей по центру композиции, ощущается имеющим меньший вес, а элемент в верхней части – тяжелее нижнего.

Направление предмета слева направо и вверх воспринимается как набор высоты, другие направления – как нисходящее. Любой предмет, расположенный в верхней части композиции, выглядит тяжелее, чем в левый.

Динамичность достигается:

1) размещением движущихся предметов вне центра: эффект динамичности усиливается при наличии свободного пространства перед объектом;

2) размещением объекта на диагонали планшета;

3) выбором точки зрения на объект (лучшие ракурсы с нижнего горизонта).

В композиции большую роль играют объектно-пространственные структуры:

моноблочные со скрытым механизмом (автомобили, роторы, вертлюг, редукторы и т. д.), размещенные в корпусе;

открытые структуры механизмов или несущих конструкций (буровые вышки и их основания, стойки станков-качалок и т. д.);

смешанные (лебедки, насосы и т. д.).

Тектоника (от греч. – строить, созидать) отражает соотношение размеров, например несущего и несомого, нагруженного и свободного от усилий элементов, что должно находить адекватное отражение в форме. Несущие элементы должны быть сильными, несомые – легкими и т. д.

Средства композиции – пропорционирование, масштабность, тождественность, ритм, контраст, нюансировка.

Пропорционирование – при компоновке сложной многоэлементной системы выделяются пространственно-обособленные, визуально-автономные группы, элементы. Затем уточняют их размерные отношения . Частный случай геометрической пропорции – правило золотого сечения: деление целого на две неравные части, в которой меньшая относится к большей, как большее к целому: в инженерной практике чаще K = 0,618 или 34 21. Применяют также и другие соотношения большего к меньшему: 2 = 1,41; 3 = 1,73 и 5 = 2,25.

Масштабность – определяет соразмерность изделия, его параметров с окружающей средой и человеком, выражает соответствие зрительно воспринимаемых форм сооружений, машин и т. д. размерам человека или его элементам (руке, пальцу и т. д.).

Тождественность – повторение величин и свойств изображаемых предметов.

Нюансировка – оттенять, делать едва уловимые переходы (нюансы).

Контрастность – различие сравниваемых величин, значений – придает динамичность, усиливает впечатление.

Метрический повтор – отражает характер процессов функционирования изделий и связан с контрастом (иллюминаторы судна, самолета, окна, простенки, двери, вагоны, шкалы приборов).

Ритм – постепенные количественные изменения в ряду изображаемых элементов – нарастание или убывание объема или площади, чередование выпуклых и вогнутых частей, силы тона, светлого или темного. Ритмы могут быть убывающими, возрастающими, спокойными, беспокойными, направленными по горизонтали и вертикали и т. д.

Представление об объемно-пространственных структурах и тектоничности композиций можно получить достаточно полно путем макетирования. Различают поисковые, доводочные, посадочные и демонстрационные макеты.

Поисковые макеты изготавливаются со значительным уменьшением масштаба (для оперативности и удобства манипуляций) из различных материалов (пластилин, дерево, пенопласт, пленок и т. д.) с целью определения формально-пластических решений, поиска объемно-пространственных структур.

Доводочные макеты строят для уточнения характеристик создаваемого изделия, когда основные ее свойства определены. Они имитируют относительно несложные цилиндрические и плоские поверхности, составные с возможностью перемещения относительно друг друга, их сборку, разборку или отдельные функции. Очень удобна бумага для получения разверток, раскроя заготовок, для иллюстрации технологической обработки штамповкой, сваркой и т. д.

Посадочный макет – для воспроизведения объемно-пространственной структуры технически сложных изделий (транспортные средства, буровые установки, сельхозмашины и т. д.) и проверки на натуре в виде деревянного каркаса с последующей облицовкой. В каркасе можно разместить натурные элементы: сиденья, органы управления, приборы и т. д. Посадочный макет позволяет проводить и некоторые измерения, подбирать конструкционные и отделочные материалы, отрабатывать решения, проверять реакцию и ощущения будущего потребителя в условиях, приближенных к реальным.

Демонстрационные макеты – дают полное представление об изделии и его свойствах. Широко применяют в выставочных экспозициях. Могут имитировать функциональные и другие эффекты. При создании принципиально новых перспективных конструкций практикуют изготовление действующих макетов в натуральную величину.

Цвет в проектировании

Показатели цвета:

Цветовой тон – зависит от избыточного поглощения одного из цветов хроматической абберации.

Чистота цвета (насыщенность) – характеризует степень яркости света (светлые тона).

Цветовой климат – комплексное понятие, характеризующее в совокупности гармоничность сочетания или противопоставления цветовых тонов, условия восприятия цвета, уровень освещенности, их психофизическое воздействие на человека.

Некоторые закономерности восприятия цвета:

цвета красный, оранжевый, желтый – восприятие солнца и огня, теплые тона. синий, голубой (море, вода, небо) – холодные тона

Теплые тона кажутся наступательными, активными, холодные – отступающими, пассивными.

Дизайнеры должны стремиться к цветовой гармонии (рис. 6), имеющей разновидности:

контрастная – выражается противопоставлением цветов: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый;

нюансная – выражается через сочетание цветов, близких по характеристикам (красный – оранжевый, синий – голубой и т. д.);

цветовая триада– используется сочетание цветов, равноотстоящих на цветовом круге:

красный – желтый – синий; оранжевый – зеленый – голубой;

колорит– продуманная система сочетания цветов.

Задачи использования цветов при конструировании – облегчить труд, сделать приятным пребывание в предметно-пространственной среде.

Рисунок 1 - Схема цветовой контрастной гармонии

Окраска объекта должна:

раскрывать специфические особенности функций объекта, сущность, назначение;

помогать выявлять объемно-пространственную и тектоническую структуры, выражение тяжести, легкости, динамичности, ритма, пропорций.

При окраске оборудования выделяют зоны управления, рабочие органы и т. д.

В зависимости от преобладания и характера красок колорит изделия может быть темным, холодным, светлым, теплым, спокойным или направленным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: