1. Чем отличается взгляд Н.А. Бердяева на человека от взгляда Л. Фейербаха?
2. Имеет ли значение предложенный фрагмент только для человека верующего или также и для человека нерелигиозного? Объясните свое понимание.
3. Согласны ли вы с утверждением: «Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем»? как вы его понимаете?
4. В чем смысл утверждения: «Чтобы походить на человека, нужно походить на Бога»? какие черты человечности характеризуют образ Бога? Можно ли сказать, что это – идеал человека?
Вопрос 1 к тексту Л. Фейербаха, требует сопоставления человеческих качеств, выделенных автором, с другими качествами человека, уже изученными в курсе. Вторая часть вопроса требует раскрытия смысла ряда слов в контексте документа.
Вопрос 2 требует найти аргументы к сформулированному Фейербахом выводу.
Вопрос 3 направлен на раскрытие внутренних связей в изучаемых текстах.
Вопрос 1 к тексту Н.А. Бердяева требует сопоставления его взглядов с изложенными Л. Фейербахом.
Вопрос 2 к этому тексту направлен на оценку значения выводов автора для верующих и людей, не религиозных.
|
|
3-й вопрос ориентирован на определение личного отношения к утверждению, содержащемуся в тексте Бердяева.
4-й вопрос распадается на три вопроса, требующих раскрытия смысла одного из утверждений Бердяева, на определение личного отношения к идеям документа.
Понятно, что к каждому документу нет необходимости ставить весь возможный набор вопросов. Однако анализ приведенных текстов и заданий к ним позволяет утверждать, что уровень этих заданий выходит за рамки простого и преобразующего воспроизведения содержания, что они стимулируют творческую активность учащихся на высоком уровне интеллектуальной деятельности. Вряд ли можно сомневаться в том, что предложенные задания помогают глубже постичь идеи документов, и, в конечном счете, углубиться в размышления о человеке и человеческого в нем.
Особое значение с учетом современных целей и нового содержания обществоведческого образования имеет сопоставление различных точек зрения мыслителей, что помогает учащимся выработать собственные взгляды в условиях плюрализма мировоззрений.
Помимо представленных выше методических приемов практика подсказывает возможность и некоторых других видов работы с документами.
К ним, прежде всего, отнесем задания на самостоятельное формулирование учащимися вопросов к изучаемому труду. Среди них могут быть вопросы на воспроизведение содержания. Но в задании можно предусмотреть указание на необходимость формулирования проблемных вопросов. Такая работа носит творческий характер.
|
|
Эти поручения могут быть дополнены индивидуальными заданиями подготовить обзор собранных материалов на основе их анализа. Подобный обзор по региональной экологии найдет применение на уроках 8 класса по теме: «Человек и природа»; обзор законов – как конкретизации деятельности высших органов власти в 11 классе; обзор материалов о новостях науки – при изучении темы «Научное познание» в 10 классе. Подготовка такого обзора требует творческих усилий школьника.
Еще один вид творческих заданий, опирающихся на работу с документами. Самостоятельная подготовка небольших сочинений в форме документов некоторых типов: «открытого письма» по какому-либо вопросу (например, по фактам загрязнения окружающей среду в регионе), «обращения» к кандидатам в депутаты в связи с выборами; «речи на конференции общественности» (например, по вопросам борьбы с алкоголизмом и наркоманией) и т.п. Подготовка и обсуждение таких сочинений – эффективный прием работы в курсе, развивающий способность формировать свою собственную позицию по тому или иному вопросу.
Изложенная методика работы с документами должна быть дифференцирована с учетом возраста, подготовленности, интересов учащихся. Очевидно, что работа в основной школе не может не отличаться по содержанию и методам от работы в старших (тем более – профилированных) классах.
В основной школе привлекаются небольшие по объему документы, не содержащие сложных, непосильных учащимся положений. Здесь большую часть анализа текста учитель берет на себя, многие документы рассматриваются в процессе комментированного чтения и коллективного разбора под руководства учителя. самостоятельная работа учащихся развертывается постепенно, по мере овладения знаниями и приемами изучения документальных текстов.
В старших классах возрастает сложность и объем привлекаемых документов, удельный вес самостоятельной работы растет, задания становятся все более сложными. За пределами этих положений находится анализ реальных возможностей, который полностью зависит от квалификации и педагогического чутья учителя. Заключить эту главу можно общим выводом: использование в любом курсе обществознания разнообразных документов, применение широкого спектра приемов работы с ними – неотъемлемая и высокоэффективная составляющая современного обществоведческого образования.
Глава 8
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ