На практике схемы в форме 1НФ и 2НФ имеют тенденцию возникать при попытке описать несколько реальных сущностей в одной схеме (заказ и книга, проект и сотрудник). ЗНФ является наиболее простым способом представления данных, отражающим здравый смысл. Построив ЗНФ, мы фактически выделяем базовые сущности предметной области.
В завершении данного этапа зафиксируем алгоритм приведения ненормализованных схем в третью нормальную форму [20] (рис. 3.19).
2-й этап построения ERD-диаграммы (модели данных) служит для выявления и определения отношений между сущностями, а также для идентификации типов отношений. На данном этапе некоторые отношения могут быть неспецифическими (n*m – многие-ко-многим). Такие отношения потребуют дальнейшей детализации на этапе 3.
Определение отношений включает выявление связей. Для этого отношение должно быть проверено в обоих направлениях следующим образом: выбирается экземпляр одной из сущностей и определяется, сколько различных экземпляров второй сущности может быть с ним связано, и наоборот. Для примера рассмотрим отношение между сущностями Сотрудник и История_зарплаты_карьеры. У отдельного сотрудника должность и/или зарплата может меняться ноль, один или много раз, порождая соответствующее число экземпляров сущности История_зарплаты_карьеры. Анализируя в другом направлении, видим, что каждый экземпляр сущности История_зарплаты_карьеры соответствует ровно одному конкретному сотруднику. Поэтому между этими двумя сущностями имеется отношение типа 1*n (один ко многим) со связью «один» на конце отношения у сущности Сотрудник и со связью «ноль, один или много» на конце у сущности История_зарплаты_карьеры, что и показано на рис. 3.18.
|
|
3-й этап построения ERD-диаграммы (модели данных) предназначен для разрешения неспецифических (многие ко многим) отношений. Для этого каждое неспецифическое отношение преобразуется в два специфических отношения с введением новых (а именно, ассоциативных) сущностей. Рассмотрим пример из работы [20], представленный на рисунке 3.20.
Неспецифическое отношение на рис 3.20 указывает, что Студент может изучать много Предметов, а Предмет может изучаться многими Студентами. Однако мы не можем определить, какой студент изучает какой предмет, пока не введем для разрешения этого неспецифического отношения третью (ассоциативную) сущность Изучение _ предмета. Каждый экземпляр введенной сущности связан с одним Студентом и с одним Предметом.
Таким образом, ассоциативные сущности по своей природе являются представлениями пар реальных объектов и обычно появляются на этапе 3.
|
|
В заключении отметим, что нотация Баркера являются самой распространенной при построении ERD-диаграмм и используется в Сase-средстве Oracle Designer.