В основе оценки стиля руководства лежат шесть основных функций управления:
Прогнозирование/Планирование. Этот критерий затрагивает проблемы определения будущей стратегии.
Организация включает деятельность по реализации поставленных задач, формированию рациональной структуры предприятия, обеспечению производственного процесса всеми необходимыми ресурсами. Задача руководителя на этом этапе построить бизнес-процесс максимально эффективно.
Мотивация рассматривается как функция управленческой деятельности, направленная на побуждение конкретных работников к действиям, направленным на достижение цели организации через личную заинтересованность.
Контроль является формой постоянно действующей обратной связи, необходимой для своевременной проверки качества бизнес-процесса на каждом его этапе.
Координация Анализ отклонений в работе и корректировка текущих планов и задач в соответствии с изменяющейся ситуацией – одна из основных задач координации.
Коммуникация –это жизненная энергия деятельности органи-зации, и уровень этой энергии определяется состоянием пер-вых пяти функций. Коммуникационный профиль организации отражает общее состояние системы менеджмента организа-ции.
Управленческая решётка стилей руководства. Блейк и Мутон, построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блейк и Мутон описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки, как: 1.1.-страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. 1.9.-дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9.1.-авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало вни-мания на моральный настрой подчиненных. 5.5.-организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. 9.9.-команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненым и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.
Для любой организации основополагающим началом является цель, для которой она создана, задачи для ее достижения, методы достижения и т.д. Но не менее важным является вы-бор руководителем данной организации своей стратегии пове-дения с подчиненными – стиля руководства. Анализ того или иного стиля руководства необходим для выбора наиболее результативного, эффективного метода поведения с подчи-ненными. Анализ происходит с учетом личностных качеств руководителя, характера взаимодействия с персоналом, само-го персонала, ресурсов организации. Таким образом, избира-ется наиболее эффективный стиль руководства с учетом этих факторов. Наиболее распространенной классификацией стиля руководства является:авторитарный стиль, демократический стиль, либе-ральный стиль. Одной наиболее отображающих влияние персонала на выбор стиля руководства является класси-фикация американского экономиста Герсея:
Директивный стиль — при неумелом и неусердном персонале; управление с помощью приказов и указаний. Тренирующий стиль — при неумелом, но усердном персонале; управление с помощью обучения и разъяснений. Стимулирующий стиль — при умелом, но не усердном персонале; управление с помощью поддержки и привлечения к соучастию в выработке решений. Делегирующий стиль — при умелом и усердном персонале; управление с помощью делегирования полномочий и предоставления самостоятельности.






