Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы

К защите допускается выпускная квалификационная работа прошедшая предварительную защиту на соответствующей кафедре

Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава, на котором присутствуют выпускники, их научные руководители, а также рецензенты работ, преподаватели, сотрудники кафедр и студенты.

На заседание аттестационной комиссии представляются следующие документы:

- списки выпускников, защищающих работы;

- сводная ведомость итоговых оценок по учебным дисциплинам, полученных выпускниками за весь период обучения;

- выпускные квалификационные работы с отзывами научных руководителей и рецензиями.

Председатель ГАК приглашает к защите студента и называет тему его выпускной квалификационной работы

Для защиты работы выпускник готовит текст доклада, содержание которого согласовывается с научным руководителем. В докладе необходимо обосновать актуальность темы исследования, ее практическую значимость, привести мотивы ее выбора, сформулировать цели и задачи исследования, методы их решения, дать краткую характеристику материала, на базе которого выполнена работа, кратко изложить основные результаты исследования проблемы, подтверждаемые иллюстративными материалами, выводы, особо выделить предложения и рекомендации их практическое значение и обоснование.

На доклад студенту отводится, как правило, 5-7 минут.

Традиционная форма обращения выпускника к ГАК: «Уважаемый председатель, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему...».

После представления работы студент отвечает на вопросы членов ГАК, связанные с темой исследования.

Председатель ГАК зачитывает отзыв и рецензию на работу.

Выпускник отвечает на замечания и пожелания, высказанные в отзыве и рецензии, защищая положения, сформулированные в работе.

С разрешения председателя ГАК допускается выступление членов ГАК, приглашенных лиц (научного руководителя, рецензента и др.). Выступления должны быть лаконичными, по существу, содержать мотивированную оценку работы.

Технический секретарь Государственной аттестационной комиссии во время заседания ведет протокол, в котором фиксирует время начала и окончания защиты ВКР, вопросы, заданные выпускнику и ответы на них, а также основное содержание выступлений членов Государственной аттестационной комиссии.

Обсуждение результатов защиты и выставление оценок проводится на закрытом заседании Государственной аттестационной комиссии по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание. При определении оценки по результатам защиты работы учитываются: качество работы в целом (ее творческий характер, умение выпускника полемизировать с разными авторами, которые разрабатывали данную тему, ценность сформулированных практических рекомендаций, новизна и оригинальность решений, глубина проработки всех вопросов, степень самостоятельности автора, его инициативность и т.д.); качество литературной стороны работы, оформление сносок, библиографии, приложений; качество самого доклада (умение четко формулировать актуальность и цель работы, коротко и доступно излагать ее суть и делать правильные выводы, грамотность языка); отзыв научного руководителя и оценка работы, которую дал рецензент; умение докладчика соблюдать утвержденный регламент; умение четко и лаконично отвечать на заданные вопросы по теме выпускной квалификационной работы.

Результаты защиты работы определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель) обладает правом решающего голоса.

Решение аттестационной комиссии об оценке защиты выпускниками выпускных квалификационных работ оформляется протоколом. Секретарь проставляет оценки в протокол и зачетные книжки, в которых все члены комиссии ставят свои подписи.

Решение комиссии по результатам защиты работы объявляется в тот же день и обжалованию не подлежит.

В случае неявки студента на защиту по уважительной причине, председателю ГАК предоставляется право назначить защиту в другое время. Дополнительные заседания ГАК организуются в установленные ее председателем сроки, но не позднее срока окончания работы Государственной аттестационной комиссии, указанного в приказе. В противном случае защита выпускной квалификационной работы переносится на период работы следующей ГАК по специальности «Юриспруденция».

В случае неявки по неуважительной причине студент получает оценку «неудовлетворительно».

Выпускнику, получившему при защите работы оценку «неудовлетворительно», повторная защита может быть разрешена в период работы следующей Государственной аттестационной комиссии по специальности «Юриспруденция». Основанием для повторной защиты являются: заявление студента, ходатайство дирекции института и решение ректора ПГУ им. Т.Г. Шевченко о допуске к повторной защите. Повторная защита может осуществляться как по прежней, так и по иной теме, вновь утвержденной в соответствии с существующим порядком.

По итогам защиты выпускных квалификационных работ ГАК может рекомендовать лучшие из них к публикации, к участию в конкурсе, а их авторов - для обучения в аспирантуре. Работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве пособий в учебно-методических целях.

После защиты работы с отзывами и рецензиями хранятся на соответствующей кафедре в течение пяти лет, а затем передаются на хранение в методический кабинет Института истории, государства и права либо подлежат уничтожению по акту. Отзывы и рецензии подшиваются к личному делу студента, сдаваемому в архив университета. Условия хранения должны исключать возможность их утраты и плагиата.

Заканчивая методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы следует обратить внимание на некоторые недостатки, встречающиеся в подобных работах, с тем, чтобы не допустить их повторения.

Очень часто студенты не придерживаются сроков, предусмотренных для написания выпускных квалификационных работ, в результате чего откладывают написание работы на последний момент. Такой подход не дает возможности подобрать и соответствующим образом обработать необходимый научный материал и литературу по теме исследования; сравнить собранный материал с действующим законодательством, проанализировать и отредактировать должным образом материал исследования. В результате теряется логическая последовательность изложения материала.

Некоторые авторы много внимания уделяют вступительной части, а основные вопросы темы излагают сжато, не раскрывая их полностью.

Зачастую выпускники не придерживаются требований предъявляемых к цитированию.

В некоторых случаях студенты, завершая изложение отдельного вопроса, не делают выводов по нему. Излагая позицию ученого, не указывают на то, согласны или нет они с ней, то есть не выражают своих взглядов по поводу этой позиции.

Бывает также, что автор при изложении того или иного вопроса выходит за его пределы, а иногда и за границы темы в целом. Это говорит о том, что он не следит за изложением вопросов в соответствии с планом работы

Выпускники иногда обнаруживают недостаточное знакомство с литературой. Это приводит к тому, что студент оказывается привязанным к определенному источнику, некритически его воспринимает и слишком часто упоминает в своей работе. Чрезмерное увлечение одним источником, переписывание его грозит тем, что студент может быть не допущен к защите выпускной квалификационной работы.

Студенты зачастую поверхностно излагают тему, лишь пересказывая прочитанное, не внося в работу своих собственных мыслей, взглядов, выводов. Выпускная квалификационная работа - итог всего обучения студента в ВУЗе, в нем важно поставить сложные спорные вопросы теории и практики, показать, как они освещаются в литературе, и высказать отношение к ним.

Следующий недостаток - небольшой объем практического (судебного, следственного, арбитражного, нотариального и др.) материала. Выпускную работу должна пронизывать достаточно большая практика рассмотрения конкретных дел в подтверждение основной теоретической идеи избранной студентом темы. Практический материал дает возможность высказать свои, иногда нетрадиционные, предложения и рекомендации как для улучшения деятельности органов государственной власти, так и, возможно, для изменения или дополнения действующего законодательства.

Нередко вопросы исследуемой студентом темы излагаются противоречиво. Особенно это касается дискуссионных вопросов. Противоречивость изложения свидетельствует о недостаточных знаниях по исследуемой проблеме. Необходимо точно уяснить для себя, в чем сущность спора, продумать свою позицию и только после этого изложить ее в работе.

Неудачная форма изложения, использование устаревших нормативных актов, небрежная редакция и неаккуратное оформление также являются недостатками, снижающими ценность иногда хорошей по содержанию выпускной работы.

Добросовестное отношение к работе, заинтересованность в положительном результате защиты, тесные деловые контакты с научным руководителем позволят выпускнику успешно подготовить и защитить выпускную квалификационную работу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: