Государственный бюджет, проблема его формирования в России

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики. В первом вопросе реферата необходимо рассмотреть сущность и структуру государственного бюджета.

Государственный бюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов. Госбюджет выполняет много функций, но главных из них три: распределительная, контрольная и регулирующая.

Кроме государственного бюджета существуют внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в России к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В странах с федеративным устройством принято различать федеральный, региональный и местный бюджет. В связи с вышесказанным используется следующая терминология:

- консолидированный бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, региональных и местных бюджетов;

- расширенный бюджет – федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.

Госбюджет имеет стандартную структуру и состоит из двух разделов: доходов и расходов, сведенных в обыкновенный баланс. Все виды доходов и расходов необходимо охарактеризовать в реферате, особое внимание, уделив характеристике налогов.

В заключение данного вопроса важно отметить, что бюджет – это всегда компромисс между носителями различных социально-экономических интересов: собственниками и наемными работниками, общегосударственными и местными интересами, промышленностью и сельским хозяйством, отдельными отраслями и фирмами.

Расходы и доходы государственного бюджета могут не совпадать и, в связи с этим, государственный бюджет может быть сбалансированным и несбалансированным. Проблеме сбалансированности госбюджета должен быть полностью посвящен второй вопрос.

Если расходы меньше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным профицитом. Обратная ситуация, т.е. превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. Дефицит (и профицит) может быть общим и первичным. Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит госбюджета.

Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита: выпуск новых денег и займы (внутренние и внешние). Первый способ связан с эффектом монетизации, второй - с эффектом вытеснения. Сущность данных эффектов желательно проанализировать в реферате.

Государство решает проблему сбалансированности бюджета, проводя бюджетно-налоговую политику, которая бывает дискреционной (гибкой) и недискреционной (автоматической). Давая характеристику каждому виду бюджетно-налоговой политики, необходимо обратить внимание на проблему выбора времени и возникающий в связи с этим эффект Танзи-Оливера, согласно которому поступления от налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и выплатой налога, когда инфляция очень высока. Кроме этого нужно определить, что такое встроенные стабилизаторы, мультипликатор сбалансированного бюджета, сформулировать известную теорему Хаавельмо.

Заканчивая данный вопрос, нужно проанализировать три подхода к проблеме балансирования бюджета: бюджет, балансируемый ежегодно; бюджет, балансируемый на циклической основе; функциональное финансирование бюджета.

В третьем вопросе следует дать определение государственному долгу, показать разницу между внутренним и внешним долгом, его взаимосвязь с дефицитом государственного бюджета, рассмотреть проблемы, связанные с наличием государственного долга и необходимостью его выплаты. При этом нужно обратить внимание на процесс рефинансирования государственного долга и схему финансирования бюджетного дефицита, называемую схемой Понзи. При анализе проблемы государственного долга желательно привести теорему эквивалентности Рикардо-Барро, которая важна и интересна, прежде всего, тем, что обращает внимание на проблемы межвременного выбора в процессе потребления и связи между нынешними и будущими поколениями налогоплательщиков, а эта тема будет всегда актуальна, особенно в странах, сталкивающихся с долгосрочной государственной задолженностью.

В заключительном вопросе реферата следует обязательно проанализировать состояние государственного бюджета Российской Федерации.

Литература

1. Абросимов, А.А. Финансово-бюджетные потоки, оценка и повышение результативности бюджетного контроля / А.А. Абросимов // Экономика и управление. – 2011. – № 11. – С. 117-120.

2. Белостоцкий, А.А. Зарубежный опыт долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования / А.А. Белостоцкий // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 43. – С. 227-230.

3. Болтинова, О.В. К вопросу о финансовом контроле за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений российской федерации / О.В. Болтинова // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 40. – С. 183-188.

4. Бородин, Д.А. Правовой режим неналоговых доходов федерального бюджета / Д.А. Бородин // Экономика и управление. – 2012. – № 4. – С. 100-103.

5. Демин, А.В. Бюджетирование, ориентированное на результат, и оценка эффективности расходов в жилищно-коммунальном комплексе / А.В. Демин // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 46. – С. 180-185.

6. Дядунов, Д.В. Финансы общественного сектора экономики российской федерации / Д.В. Дядунов // Экономические науки. – 2012. – № 93. – С. 43-47.

7. Игнатьев, В.С. Антикризисный потенциал фискальной политики государства в России / В.С. Игнатьев // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 51. – С. 71-75.

8. Игнатьев, В.С. Недостатки механизма вертикального бюджетного выравнивания в российской федерации / В.С. Игнатьев // Экономические науки. – 2012. – № 91. – С. 135-139.

9. Игнатьев, В.С. Факторы фискальной мотивации поведения органов власти субъектов Российской Федерации / В.С. Игнатьев // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 50. – С. 187-192.

10. Камилов, Д.А. Бюджетная политика и основные виды государственных социальных расходов / Д.А. Камилов // Экономические науки. – 2011. – № 78. – С. 29-34.

11. Лисица, М.И. Концепция и инструментарий инвестиционного подхода к пенсионному обеспечению: управленческий аспект / М.И. Лисица // Экономика и управление. – 2012. – № 3. – С. 70-74.

12. Одиноков, Р.Н. Казначейская система России: современное состояние и направления развития / Р.Н. Одиноков // Экономика и управление. – 2011. – № 8. – С. 72-74.

13. Переверзев, В.М. Местное самоуправление в модели бюджетного федерализма в Российской Федерации / В.М. Переверзев // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 31. – С. 30-34.

14. Переверзев, В.М. Местные бюджеты как основа финансового обеспечения местного самоуправления / В.М. Переверзев // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 34. – С. 302-306.

15. Ржевская, Т.Г. Сбалансированность бюджетной системы и эффективность бюджетной политики / Т.Г. Ржевская // Экономические науки. – 2011. – № 82. – С. 199-202.

16. Слободчиков, Д.Н. Современные тенденции регулирования государственного финансового контроля в РФ / Д.Н. Слободчиков // Вопросы региональной экономики. – 2012. – Т. 12. – № 3. – С. 102-111.

17. Швецов, Ю. Теория и методология бюджета как общественного достояния / Ю. Швецов // Вопросы экономики. – 2011. – № 8. – С. 106-114.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: