Заключение. Что может посоветовать сам автор

Что может посоветовать сам автор? Постоянно искать самостоятельно ответ на вопрос: «что делать лично мне прямо сейчас?» Ответив на этот вопрос, следует немедленно переходить к действию, проявлять волю и целеустремленность, доводить дело до конца. Для верной постановки вопроса, для верного ответа на него, для осуществления решения на практике на данном этапе необходимы умение и стремление учиться, эрудиция, владение диалектико-материалистическим методом, гибкость ума. Для получения нового качества общества нужно и новое качество мышления. Чтобы двигать теорию вперед, надо смотреть за горизонт с высоты плеч великана – с высоты всех предшествующих достижений человечества. Значит, надо на эти плечи карабкаться. Тут у всех свой путь: через штудирование работ классиков (учебники, как правило, тут совершенно бесполезны), постижение всего наследия духовной культуры, неформальные научные кружки, через опыт живой борьбы. Официальная буржуазная система науки и образования тут слабый помощник. Без нее не обойтись, нужно хоть какое-то основание для дальнейшего самостоятельного развития, но толком она сама по себе научить не может ничему, кроме функции частичного рабочего, узко ограниченной роли винтика в машине мирового капитализма. Лишь став при помощи собственных усилий целостной, насколько это возможно всесторонне развитой личностью, выработав собственную прочную позицию, можно использовать существующую систему образования в качестве трибуны, рупора коммунистической науки.

Мне же остается порекомендовать читателю список литературы, являющийся одним из лучших вариантов кратчайшего пути постижения насущно необходимых гуманитарных знаний и метода, а также некоторые вспомогательные источники, обогащающие целостную картину существенными деталями.

Двигаться нужно от простого к сложному. Охватив целое в наиболее общих чертах, поверхностно, например, прочтя «Манифест» Маркса и Энгельса, просмотрев видеолекции современного российского популяризатора коммунистической науки Трушкова [11], и т.п., потребуется вернуться к истокам, от которых история пришла к коммунизму.

Необходимо предварительно изучить историю античной философии в ее логической последовательности: от стихийного материализма Милета и Элеи, через нарождающийся идеализм пифагорейцев, атомистическое учение Левкиппа и Демокрита, диалоги Сократа, объективно-идеалистическую систему и идею «общего блага» Платона, до работ Аристотеля, утверждавшего превосходство «частного». Лучше в первую очередь обращаться к первоисточникам (переводам уцелевших фрагментов оригинальных текстов на понятный Вам язык), знакомиться с биографиями философов. Рекомендую также книги «Античная философия» В.Ф. Асмуса и «История античной философии» А.Ф. Лосева. Можно дополнительно заглянуть в древнегреческую мифологию, предшествовавшую началу философского и позитивно-научного постижения мира.

При первом знакомстве с историей средневековой философии, по ее вехам можно пройтись бегло, при помощи материалов из учебников и популярных лекций. Подобным образом можно кратко ознакомиться с философскими учениями Френсиса Бэкона, Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка, Беркли, Юма, Фихте, Шеллинга, Канта, обратив внимание на разделение философских течений механистического, метафизического, вульгарного материализма и субъективного идеализма и на кантовский агностицизм. Не помешает сравнить общественные учения Руссо и Гоббса.

Неплохим популярным изложением истории философии является серия видео-лекций профессора-марксиста Огородникова: [12], можно прочесть (или послушать в аудио-формате) и соответствующую работу буржуазного ученого Бертрана Рассела: [13].

Отсюда возможен смелый переход к «Материализму и эмпириокритицизму» Ленина, «Анти-Дюрингу» Энгельса (можно попробовать одолеть и «Диалектику природы» Энгельса). Затем – кропотливое изучение «Науки логики» Гегеля (как минимум по так называемой «Малой логике», а если позволяет время – то и по трехтомной «Большой логике»). Также важно прочесть комментарии Ленина к «Науке логики» в его «Философских тетрадях». Хорошим дополнениям к данной теме будут видеолекции профессора Попова [14] и профессора Дазарасова [15].

Перед чтением «Капитала» полезным будет пробежаться по статье «Карл Маркс», написанной Лениным для энциклопедии. Есть также замечательная совмещенная биография Маркса и Энгельса, написанная Галиной Серебряковой и доступная как в бумажном варианте, так и в различных электронных форматах, и в виде аудиокниги. В «Капитале» для постижения диалектико-материалистического метода важен детальный разбор первой главы первого тома. В этом деле поможет «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении» Э.В. Ильенкова. Дополнительная литература: «Логика «Капитала» К. Маркса» В.А. Вазюлина и «Метод "Капитала" К. Маркса и политическая экономия в широком смысле» А.А. Гриценко. Остальные тома «Капитала» на этом стадии можно просмотреть обзорно, и пока отложить.

Подытоживает курс диалектического материализма работа В.А. Босенко «Всеобщая теория развития».

Дальше можно углубляться в любом направлении, в зависимости от интересов или насущной необходимости. Здесь тоже есть свои наиболее концентрированные источники знаний. Ограничусь общественной (наиболее важной сейчас) сферой и частично – в некоторых отношениях смежной с нею биологической.

Биология: «Жизнь как форма движения материи» А.И. Опарина, видео-сериал «Биология» студии «НаучФильм» 1987 г. Дополнительно: документальные фильмы с Д.Ф. Аттенборо, начиная с первой серии передачи «Жизнь на Земле» 1979 г., другие сериалы телеканала ВВС биологической тематики («Эволюция жизни» 2005 г., «Клетка, или из чего состоит жизнь» 2009 г.), видео-лекция Ф. Кондрашова «Современная биология как наука» 2010 г. о методах копирования и расшифровки ДНК, документальный фильм телеканала Discovery «Создание синтетической жизни» 2010 г.

Антропогенез и всемирный исторический процесс: «Происхождение семьи, государства и частной собственности» Ф. Энгельса, «Введение во всемирную историю» в трех выпусках Ю.И. Семенова, «Логика истории» В.А. Вазюлина.

Психология: «Эволюция психики» (здесь настоящая сокровищница знаний и по зоопсихологии), «Деятельность, сознание, личность» и другие работы А.Н. Леонтьева, «Детская психология» В.С. Мухиной.

Педагогика: «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, «Слепоглухонемые дети» А.И. Мещерякова, «Воспитать воспитателя» В.А. Босенко. Дополнительно: работы Л.С. Выготского и В.А. Сухомлинского, «Теория развивающего обучения» В.В. Давыдова.

Эстетика: «Диалектика эстетического процесса» А.С. Канарского. Дополнительно: «История античной эстетики» А.Ф. Лосева, работы В.Б. Шкловского о литературе и поэзии, «Вопросы искусства и философии» М.А. Лифшица.

Культурология: все работы Г.Н. Волкова (особое внимание – книге «Три лика культуры»).

О политэкономии капитализма, ее последствиях и о перспективах человечества по сей день не расскажет никто лучше, чем Маркс в «Экономико-философских рукописях 1844-го года» и, конечно же, в четырех томах «Капитала». Достойна внимательного прочтения и работа И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма» (положительную и отрицательную стороны общественного развития тех лет в идеализированной фантастической форме показал Иван Ефремов в романах «Туманность Андромеды» и «Час Быка»). Существуют электронные издания интересных книг наших современников на английском языке, доступные для скачивания в Интренете, но еще требующие перевода на русский язык - «The Crisis of Keynesian Economics» Пиллинга, «Marx's ecology» Фостера и другие. Кстати, перевод книг иногда бывает одним из важнейших дел на пользу развития человечества, как в свое время переводы сочинений Гегеля, Маркса, Энгельса и т.д.

У того же Маркса есть кое-что интересное и для читателей, увлекающихся математикой - в «Математических рукописях».

Вообще, все работы Маркса, Энгельса, Ленина, Ильенкова, Валерия Босенко можно читать подряд – все высококачественно, интересно, полезно.

Трудные книги лучше всего разбирать коллективом: читать и затем обсуждать по частям, совместно искать связи и выводы. Хорошо, если в таком кружке будет хотя бы один участник, уже достаточно подкованный в рассматриваемых вопросах, знакомый с литературой и с подходом к ее изучению. Остальное – Ваша фантазия: встречи в помещениях или на природе, в формате дискуссионного клуба с основным докладчиком по теме или – свободного обсуждения и т.д.

Всестороннее развитие каждой личности включением в современное общественное производство как основная цель – дело будущего. Но развиваться как можно более разносторонне нужно уже сегодня. Кроме основы – самостоятельности, универсальности, диалектико-материалистической культуры мышления, нужно обогащение и естественнонаучными знаниями, и техническими, и производственно-практическими навыками, и искусством, и занятия физической культурой.

Освоив «оружие критики» – действуйте смело, не упускайте шансов в решающие моменты, идите на риск, если твердо убеждены в верности своих действий. Используйте все легальные методы борьбы, но не и трусьте, если придется прибегнуть к нелегальным методам и «критике оружием», если это оправдано целью, и в особенности – если бездействие в такой ситуации грозит действительным полным поражением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: