Тренажеры и специальное оборудование применяются в процессе общей и специальной физической подготовки - для развития основных двигательных качеств и специальных физических способностей. В настоящее время имеется много тренажеров для развития физических качеств, становится привычным наличие тренажерных залов в школах, вузах, спортивных школах и клубах. Несложные по устройству можно изготовить своими силами. Некоторые из них приведены в разделе физической подготовки.
Качели. Конструкция включает традиционные качели /, опорную стенку 3. Устройство предназначено для развития скоростно-силовых качеств: волейболист раскачивается, отталкиваясь от опоры. К сиденью 2 прикрепляется груз. Качели могут крепиться к кронштейну на стене, отталкивание от стены.
Прыжковая тумба. Применяется для развития прыгучести и прыжковой выносливости. Выполнена из секций или представля-
ет собой платформу на гимнастической стенке, чтобы можно было устанавливать различную высоту. Основные виды упражнений: а) напрыгивание толчком одной и двух ног и спрыгивание; б) спры-гивание с последующим прыжком вверх; в) спрыгивание с последующим выполнением нападающего удара по мячу на амортизаторах или «блокирование» этого мяча.
Прыжковый эспандер. Служит для развития прыгучести. К поясу и к полу крепится 2 амортизатора. Степень усилий регулируется за счет длины и упругости амортизаторов. Для стимулирования максимальных усилий дается задание достать рукой подвешенный мяч. Более простое устройство: амортизатор концами крепится к полу, средняя часть находится на плечах волейболиста. Основные виды упражнений: прыжки на одной и обеих ногах.
Экран прыгучести. Служит для развития прыгучести соревновательным методом, а также для измерения высоты прыжка вверх толчком двух ног с места или с разбега. На специальном стенде указываются нормативные требования, результаты лучших волейболистов страны, данного коллектива. Устройство должно давать возможность измерять: а) длину тела стоя с вытянутой вверх рукой (руками); б) высшую точку касания во время прыжка вверх. Получают два показателя: первый - величину прыжка по разнице показателей «а» и «б», второй - максимальную высоту касания рукой (руками).
Отягощения для звеньев тела. Прикрепляются на голени у голеностопных суставов и на руках - на кистях, у лучезапястных суставов и на плече. Применяют плеть из резиновых полос, укрепленных на дюралевой трубке длиной 70-80 см, массой от 600 до 1200 г или кусок резинового шланга длиной 40-50 см (упражнения типа «хлест», шланг бросают через сетку в прыжке).
Отягощения для всего тела. Служат главным образом для развития прыгучести, прыжковой выносливости. Здесь можно выделить мешки с песком, пояс, жилет. Мешки с песком изготавливают из брезента или из другого плотного материала, для удобства к ним пришиваются лямки. Масса мешков от 3 до 20 кг. Они гораздо удобнее для работы, чем штанга, особенно для юных волейболистов и женщин. Широкий пояс с мягкой прокладкой может быть постоянной массы (от 2 до 8 кг) или ее можно менять, вкладывая груз в карманы на поясе (до 10 кг). В жилете груз (свинцовая дробь и др.) равномерно распределен по всей поверхности (масса до 10 кг), что дает возможность выполнять все технические приемы игры. Регулирование веса достигается тем, что часть груза вкладывается в специальные карманы.
Контрольные вопросы и задания
1. Волейбол как средство физического воспитания и вид спорта: дайте историческую справку, изложите правила соревнований.
2. Каковы результаты в крупнейших международных соревнованиях отечественных волейболистов?
3. Какова классификация техники игры в волейболе?
4. Какова классификация тактики игры в волейболе?
5. В чем состоит обучение технике игры в волейбол?
6. В чем состоит обучение тактике игры в волейбол?
7. Какова физическая подготовка волейболистов?
8. Что собой представляет интеграция приемов техники в игровую и соревновательную деятельность?
9. Что собой представляет интеграция тактических действий в игровую и соревновательную деятельность?
10. Каково материально-техническое обеспечение соревнований и тре
нировки?
Литература
Волейбол / Под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. - М., 2000. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988. Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол. - М., 1991.
Железняк Ю.Д., Кунянский В. А. Волейбол: У истоков мастерства. - М., 1998. Костюков В. В., ЧесноковЮ.Б., ТимохинА.В. Пляжный волейбол.-М., 1997. Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2001.
Глава 7. БАСКЕТБОЛ