Медицинские аспекты нездоровья школьников

В школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги (Д.А. Медведев, из Послания Федеральному собранию 2008 года).

Анализ динамики состояния здоровья детей и молодежи показывает существенное ухудшение его показателей среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Так общая заболеваемость детей и подростков за период с 2003 по 2007 год увеличилась в группе детей до 14 лет в 1,24 раза, а среди подростков старше 14 лет – в 1, 14 раза [63].

Ретроспективный анализ состояния здоровья населения нашей страны за последние 20 лет показал, что первый пик распространенности артериальной гипертензии, избыточной массы тела, вредных привычек приходится на 15-19-летних подростков. При этом Россия по распространенности вредных привычек среди 11-15-летних подростков занимает лидирующие места. Так, по данным анонимных опросов среди учащихся общеобразовательных школ 7% 11-летних девочек и 10% мальчиков употребляют алкоголь по крайней мере 1 раз в неделю. Курят 1 раз в неделю 4% девочек и 5% мальчиков того же возраста. 13% девочек и 17% мальчиков в возрасте 15 лет употребляли гашиш [2].

В целом за период обучения в школе приобщаются к курению 32-42% мальчиков и 23-30% девочек. Начинают употреблять алкоголь 27% учащихся мальчиков и 25% девочек [141].

Неблагоприятное влияние интенсификации современных обучающих программ на здоровье учащихся подтверждено медицинскими исследованиями. Так уже у младших школьников в динамике обучения выявлены отклонения в физическом развитии, характеризующиеся отклонениями массы тела. При этом количество мальчиков имеющих избыточную массу тела в период обучения с 1-го по 4-й класс увеличилось в 1,8 раза (с 10,3% до 18,9%), а у девочек – почти в 3 раза (с 5,2% до 14,1%). Количество детей с ожирением в этот период увеличилось в 3-4 раза. Число школьников-мальчиков с недостаточной массой тела за первые четыре года обучения в школе возрастает почти в 2 раза (с 5,4% до 10,8%).

Анализ изменения распространенности функциональных (несвязанных с органическим поражением органов и систем человеческого организма) отклонений среди учащихся в динамике обучения в младшей школе показал трехкратный рост отклонений в функционировании системы кровообращения. В 1,3 раза увеличивалось число школьников с нервно-психическими расстройствами и изменениями костно-мышечной системы. При этом аналогичная отрицательная динамика отмечена и по отношению к распространенности хронических заболеваний среди учащихся младших классов [76,124].

За последнее десятилетие количество учащихся младших классов мальчиков с функциональными отклонениями здоровья выросло на 77,6%. Распространенность хронических заболеваний среди них составила 38,3%. У девочек эти показатели составили 44,4% и 25,1%, соответственно [74].

Прогрессирующие отклонения в состоянии здоровья младших школьников приводят к тому, что к 11 годам 41% девочек и 33% мальчиков жалуются на здоровье более одного раза в неделю.

Особую тревогу вызывает увеличение распространенности нарушений репродуктивного здоровья среди подростков. Так, замедление полового созревания регистрируется у 11,9-13,3% юношей и 15,1-22,9% девушек 16-17-летнего возраста. При этом раннее (до 15 лет) сексуальное общение имеют 24% девушек и 44% юношей. Это, в свою очередь увеличивает число абортов у подростков. Так в 2007г. их количество в РФ составило 1,4 млн., 10% из которых - у подростков. У 15-ти летних девочек состоялись 2.441 роды и 700 абортов [145].

При этом немаловажную роль играет отсутствие заинтересованности школы и ее активного участия в воспитании подрастающего поколения. Необходимо усиление интереса к образованию и здоровому образу жизни. По данным социальных опросов обучение в школе нравится лишь 31% девочек и 24% мальчиков.

Данные анкетирования школьников различных возрастных групп позволили обрисовать «портрет» современного школьника следующим образом:

Слезливость, частые колебания настроения, страхи посещения школы испытывают46,6% учащихся общеобразовательных школ;

Плохое настроение бывает практически всегда или иногда у 71,2% учащихся общеобразовательных школ;

Слабость, утомляемость после занятий испытывают почти каждый день 29,8% учащихся общеобразовательных школ;

Нарушение сна отмечают почти каждый день 13,7% учеников;

Регулярно завтракают дома – 68% обучаемых;

Горячую пищу 2 раза в день и чаще принимают 57,3% учащихся общеобразовательных школ, употребляют острые, соленые, жирные блюда 66,4% учеников.

Таким образом, наиболее распространенными нарушениями здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений являются следующие:

• Повышение артериального давления,

• Избыточная масса тела,

• Нарушение обмена жира,

• Нарушение обмена углеводов,

• Нарушение обмена белка,

• Тромбогенные факторы [108]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: