Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
Кафедра психологии
Контрольная работа на тему:
«Формирование субъективной реальности»
(шифр темы 15)
Выполнил: заочный факультет,
ЭМС-11, Иванов А.И.
Проверил:
____________
(подпись, дата)
отметка об отчете по работе
____________
контрольная работа сдана:
____________
(дата)
Саратов 2014
Развернутый план
(примерный)
Тема:
«Формирование субъективной реальности:
Процессы ощущения и восприятия»
I.Введение
Обзор подтем и понятий, освещаемых в работе. Терминология.
II.Процессы ощущения
1. Понятие об ощущении.
2. Виды ощущений и их свойства:
a) Зрительные ощущения;
b) Слуховые ощущения;
c) Мышечно-двигательные ощущения;
d) Ощущения равновесия;
e) Обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения;
f) Другие классификации.
3. Понятие адаптации, сенсибилизации, синестезии и синопсии.
4. Количественные характеристики ощущений.
III. Процессы восприятия
1. Понятие о процессах восприятия.
2. Физиологические основы восприятия.
3. Обусловленность процессов восприятия предшествующим опытом и особенностями личности.
4. Объективизация образов восприятия: формы и фигуры; пространства; времени; движений. Наблюдение.
5. Свойства восприятия.
6. Восприятие сложных объектов.
7. Понятие иллюзии и галлюцинации.
IV. Список использованной литературы
Последние цифры № зач.кн. | Темы контрольных работ |
Определение психологии как науки. | |
Сознание и бессознательное. | |
Психологические методы: наблюдение, эксперимент и его виды, методы опроса, изучение продуктов деятельности, психологические тесты. | |
Связь психологии с другими науками. | |
Принципы классификации отраслей психологии и структура современной психологической науки. | |
Понятия: человек - индивид - личность - индивидуальность - субъект. | |
Структура личности (по С.Л. Рубинштейну). | |
Направленность и ее психологические проявления. | |
Понятие мотива и мотивации, мотивация и деятельность. Мотивация и личность. | |
Потребности и интересы личности. | |
Структура деятельности человека. | |
Конфликты, пути их разрешения, функции конфликта. | |
Основные виды деятельности: игра, учебная деятельность, труд. | |
Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп. | |
Лидерство и руководство в малых группах. | |
Личность руководителя и личность подчиненного. | |
Стили руководства. | |
Многоплановый характер общения - коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения. | |
Транзактный анализ Э.Берна. | |
Общение как межличностное взаимодействие. Влияние в условиях межличностного взаимодействия. | |
Человек и профессия | |
Профессиональная этика в практической психологии. | |
Методы групповой работы | |
Профессиограмма и психограмма профессии. | |
Труд, профессия, специальность | |
Психология профессиональной пригодности. Профессионально важные качества. | |
Познавательные процессы: понятие о внимании. | |
Функции внимания. Виды внимания, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. | |
Три группы свойств внимания, характеризующих его силу (сосредоточение, устойчивость), широту (объем, распределение), динамические свойства (переключение, колебание). | |
Познавательные процессы: понятие об ощущении. Роль ощущений в жизни человека. | |
Классификация ощущений. Свойства ощущений, адаптация, сенсибилизация. | |
Познавательные процессы: понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия. | |
Основные свойства восприятия предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. | |
Объект и фон восприятия. Классификация и виды восприятия. Иллюзии восприятия. | |
Познавательные процессы: понятие о памяти. Виды памяти, по преобладающей психической активности; по времени сохранения материала, по степени волевого участия. | |
Процессы памяти: запоминание, заучивание, воспроизведение, сохранение, забывание. | |
Свойства памяти объем, мобилизационная готовность. | |
Познавательные процессы: понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. | |
Мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. | |
Формы мышления, понятие, суждение, умозаключение. Виды мышления, теоретическое и практическое и их подвиды, понятийное, образное, наглядно-действенное. | |
Индивидуальные особенности мышления. Качества ума. Творческое мышление. Креативность. | |
Мышление и воображение. | |
Понятие о речи. Единство мышления и речи. | |
Функции и виды речи. Роль слова в формировании понятий. | |
Формирование понятий в процессе обучения. | |
Познавательные процессы: понятие о воображении. Физиологические основы процессов воображения. | |
Виды воображения. Приемы создания образов воображения. | |
Понятие об эмоциях и чувствах. Функции и значение эмоций и чувств. | |
Виды эмоциональных состояний: чувственный тон ощущений, собственно эмоции, настроение, стресс, фрустрация, аффект. | |
Высшие чувства: интеллектуальные, этические, эстетические, практические. | |
Понятие о воле. Природа волевого действия. Волевой акт и его структура. | |
Понятие о темпераменте. Историческое содержание терминологии в учении о темпераментах. Физиологические основы темперамента. Свойства темперамента. | |
Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека. | |
Понятие о характере. Физиологические основы характера. Типология характера. Структура характера. | |
Черты характера. Формирование характера. | |
Понятие о задатках и способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Виды способностей. | |
Структура способностей. Формирование способностей. | |
Жизненный цикл семьи. | |
Функции семьи. Типология семейных отношений | |
Три уровня психологии: теоретическая, помогающая и прикладная практическая психология | |
Основные методы и приемы практической психологии. | |
Понятие возраста. Основные возрастные этапы развития человека, их краткая характеристика. | |
Кризисы развития. | |
Межличностные конфликты, их типология и пути разрешения. | |
Интимные межличностные отношения: дружба, любовь, вражда, одиночество. | |
Типы и причины возникновения неприязненных отношений между людьми. | |
Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. | |
Взаимоотношения в семье и их влияние на развитие ребенка. | |
Проблема установки в психологии. | |
Социализация личности: концепции, условия, механизмы, институты. | |
Психология межгрупповых отношений. | |
Понятие о психике и психических явлениях. Структура психики. | |
Психика и мозг: принципы и общие механизмы связи. | |
Сознание и бессознательное. | |
Человек как предмет и субъект познания. | |
Понятие и строение человеческой деятельности. | |
Вида и развитие человеческой деятельности. | |
Предмет и задачи психологии. Методы психологии | |
История развития западной психологии. | |
История развития отечественной психологии. | |
Современные теории и направления психологической науки. | |
Отрасли и разделы психологии. Связь психологии с другими науками. | |
Основные этапы развития поведения и психики. | |
Сущность различия психики животных и человека. | |
Природа человеческого сознания. | |
Историческое развитие сознания у человека. | |
Развитие сознания у ребенка. | |
Деятельность и мотивация. | |
Понятие и виды общения. | |
Роль общения в психическом развитии человека. | |
Роль биологических и социальных факторов в развитии способностей. | |
Понятие о темпераменте. История учений о типах темперамента. | |
Типы темпераментов и их психологическая характеристика. | |
Понятие о характере. Типологии характера. | |
Формирование характера. Проблема перевоспитания характера. | |
Понятие личности. Структура личности. | |
Психологические теории внимания. | |
Развитие мышления в онтогенезе. | |
Теории мышления в психологии. |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов: учеб. пособие / Л. П. Баданина; Моск. психолого-соц. ин-т (М.). - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 240 с.
2. Бреслав, Г. Психология эмоций [Текст]: учеб. пособие / Г. Бреслав. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл: ACADEMIA, 2006. - 544 с.
3. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст]: курс лекций: учеб. пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006. - 336 с.
5. Давыдов, В. В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / В. В. Давыдов. - 2-е изд., стер. - М.: ИЦ "Академия", 2008. - 176 с.
6. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник / М. И. Еникеев; Московская гос. юрид. акад. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: ТК Велби, 2007. - 440 с.
7. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии [Текст]: учебник / Н. С. Ефимова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.
8. Кравченко, А. И. Общая психология: учеб. пособие / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2008. - 432 с.
9. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.
10. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - М.: Высшее образование, 2008. - 639 с.
11. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст]: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2006. - 592 с.