Мельников. Никольская Единоверческая церковь в Спб. 1820-1827 г

говорит, что это был художник, имевший свои собственные пропорции, свои излюбленные, ему одному присущие приемы. Редкий прием расположения дорического ордера над дорическим же и счастливая идея соединения колоннадою 4-х добавочных глав и объединения всего пятиглавия в одно целое обличает в нем недюжинного мастера.

Абрам Иванович Мельников (род. в 1784 г., ум. в 1854 г.), сын старосты придворной Ораниенбаумской церкви, был зачислен в 1795 г. в воспитанники Академического училища. В 1807 г. за конкурентный прожект зданию Судебных мест в Столичном городе ему присуждена первая золотая медаль, и в следующем году он отправился пенсионером в Рим. В 1811 г. Римская академия делает Мельникова своим членом. Наряду с педагогической деятельностью он был одним из самых деятельных строителей, и ему принадлежит множество зданий, воздвигнутых по всей России в течение Александровского и Николаевского времени (проект Духовной семинарии для Минска; церковь в имении Томилова в Шлюссельбургском уезде, соборная колокольня в Пскове (построенная в начале 1830-х годов одним из учеников Мельникова, построившим там же и семинарию); церкви в имениях Верещагина, перестройка Владимирской церкви на Владмирской ул. в Спб.; проект соборной колокольни для Ярославля; проект церкви на Митрофаньевском кладбище в Спб. (1832-1833 г.); собор в Кашине.

ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ СТАСОВ (Род. в 1769 г., ум. в 1848 г.).

Василий Петрович Стасов был родом из Российских дворян. По окончании наук вступил в службу помощником по делам строительным в Москве в 1783 г. Таким образом, первые годы выступления своего на поприще архитектуры (с 1783 г. до 1802 г.) Стасов, так же как и Воронихин, проводит в Москве и несомненно так же является прямым учеником знаменитых в то время Баженова и Казакова.

В Стасове мы видим убежденного классика и эллиниста. Стасов был очень скуп на орнаменты, и обыкновенно стена оставалась y него гладкою.

Под давлением зарождавшихся идей национального стиля Стасов делает попытку найти какое-то новое решение для русской церкви. Конечно, ему, убежденному классику, эллинисту, это совершенно не удается. Он остается тем же классиком, a попытки обрусить свою архитектуру приводят лишь к тому, что, утеряв силу своей мощной дорической архитектуры, он сбивается с пути строгих и благородных пропорций и в каком-то сочетании Византии с классикой думает найти, но не находит здорового решения этого вопроса. Так, в его Троицком соборе в Измайловском полку в Спб Стасов. 1827-1835 г. первый этаж сооружения представляет себя еще очень хорошее классическое решение церкви? крестообразный план, законченный с 4-х сторон 4-мя одинаковыми коринфского ордера портиками; второй же этаж из 5 барабанов с куполами идет вразрез с нижним этажом, несмотря на то, что Стасов тщательно старался выискать общий силуэт и с этой целью придвинул так близко 4 малых купола к среднему, что они едва не касаются его.

В Преображенском всей артиллерии соборе Стасов. в Спб. 1826-1828 г. то же пятиглавие, но купола расставлены шире В плане тоже крест, но портик лишь с одной западной стороны. Рисунок оконных наличников совершенно тот же, что и в Троицком соборе. В нем он также старается найти новое решение обработки окна, отбросив обычный в Александровское время прием сандрики, или просто голого пролета окна. По-видимому, и здесь он задался мыслью сделать нечто византийское, но ему, всю жизнь положившему и всю душу вложившему в чистую классику, нелегко перейти на совершенно иную дорогу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: