Когнитивное поведение мы выделяем искусственно.
Когнитивное поведение и, связанное с ним, научение объединяет высшие формы психической деятельности, свойственные в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой и основанные на его свойстве формировать целостный образ окружающей среды.
Когнитивные возможности животных определяются интеллектом, под которым подразумевается высшая форма психической деятельности животных, отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей, а так же нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.
Лекция 5
ПРИЧИНЫ ПОВЕДЕНИЯ
Причины модификации (изменения) поведения:
1. Развитие и взросление организма.
2. Патологические причины (психическая травма {шум салютов, рев машин и т.д.}, физическая травма {удары по голове, глисты}).
3. Генетические причины: мутации (поднятие лапы у охотничьих собак, легавых) и концентрация генов (когда мы выводим породу, мы отбираем те свойства центральной нервной системы, которые нужны для отбираемого поведения).
|
|
4. Гуморальная причина (гормональные изменения).
5. Накопление опыта или научение.
Мы перечислили внутренние проявления, которые могут влиять на изменение поведения. Теперь перечислим внешние.
Причины поведенческого акта:
1. Потребности.
2. Раздражители, стимулы окружающей среды.
3. Идеальные потребности (немеркантильные). Пример: у человека – написание стихов, у собаки – потребность в игре, в дополнительной стимуляции.
Под потребностью подразумевается необходимость, нужда организма в каких-либо веществах, продуктах, существах, ситуациях и информации, необходимых для его существования и развития.
В веществах – белки, жиры, углеводы.
В существах – оставить потомство, найдя для этого пару.
В ситуациях – нужно найти партнера в определенной ситуации (буферной зоне), чтобы продолжить роль.
В информации – прогулки в разных, незнакомых местах для здорового психического состояния собаки.
Классификация потребностей П.В. Симонова