Этапы формирования навыка

Данная классификация рассматривается с точки зрения типичного спорта. До этого ее рассматривали с чисто психологической точки зрения.

В общем виде формирование навыка имеет несколько этапов:

1. Конструирование навыка -отработка навыка по частям и последующее соединение его в единое целое.

2. Первичная автоматизация навыка - формирование умения.

На этом этапе начинаем воспроизводить действие целиком и оценивать правильность его выполнения. Действие выполняется медленно и не всегда вызывается командой.

3. Первичная дезавтоматизация навыка - ухудшение выполнения действия.

На данном этапе у собаки может наблюдаться снижение умения или топтание на одном месте.

Здесь надо либо прекратить занятие на какое-то время, либо не повышать требований, работая на этом же уровне.

Как правило, после сделанной паузы процесс снова идет на улучшение, но уже не в таком быстром темпе, как раньше.

4. Вторичная автоматизация навыка -формирование навыка.

На этом этапе навык по своим признакам соответствует тому, что мы хотели сформировать.

5. Вторичная дезавтоматизация навыка – временная или постоянная утрата автоматизации навыка.

Причинами могут являться большие перерывы в работе, недостаточное вырабатывание (например: перед соревнованием обязательно нужно повышать мотивацию, разогревать собаку), чрезмерное сбивающее влияние внешних воздействий (боль, выстрел, неожиданный сильный или резкий звук и т.д.), внутреннее состояние (прежде всего состояние болезни, влияние климатических воздействий – давление, магнитные бури и т.д.), слишком большие допущенные вариации в движении.

Показателем формирования навыка являются, прежде всего, скорость выполнения действия и качество его выполнения.

Умение

От навыка следует отличать умение.

Умение – это выполнение действий, не достигающих устойчивого и высокого уровня воспроизведения.

Например, собака уже знакомая с выполнением подхода по команде не всегда правильно осуществляет его или отвлекается во время выполнения приемов на посторонние раздражители, а то и отказывается выполнить знакомую команду, помчавшись за кошкой. То есть умение, в отличие от навыка, воспроизводится необязательно, а может и не произойти вовсе и от случая к случаю выполняется неодинаково. Умение также отличается от навыка тем, что в его основе лежит гораздо меньше повторений (меньшее количество упражнений).

Знание

Но и это еще не все. Говоря о научении, мы не можем не упомянуть о знании. Для того, чтобы понять и эту категорию давайте воспользуемся собственным опытом. Например, мы с вами можем представлять, то есть знать, как шьют брюки или готовят жюльен, но сшить или приготовить не можем, потому что не обладаем не только соответствующими навыками, но и умениями. То есть, если собака не подчиняется вам, подчиняется не всегда или не всегда выполняет правильно необходимое действие, скорее всего это вызвано тем, что действие не отработано до навыка.

Таким образом, становление навыка можно описать и такой схемой:
— от знания до умения;

— от умения до навыка.

Положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием называется переносом навыков.

Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с уже усвоенными. Больший опыт и большее количество умений способствуют более быстрому овладению новыми навыками.

Но существует и отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых. Такое взаимодействие навыков называется их интерференцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: