Велошины подвергаются при эксплуатации воздействию озона, кислорода воздуха, солнечного света и погодных условий, поэтому покровные резины должны быть устойчивы к ним. Резина протектора должна быть устойчива к истиранию и механическим воздействиям и обладать прочностью при растяжении не менее 13 МПа при относительном удлинении не менее 450%, а боковины – быть устойчивы к многократным деформациям изгиба.
Каучуки для велорезин – изопреновые, бутадиен-стирольные и комбинации их с полибутадиенами. Для больнинства составов белых и цветных декоративных боковин применяют НК и его комбинации с каучуками общего назначения, заправленными нетемнеющими противостарителями фенольного типа. Цветные резины на основе НК из-за низкой атмосферостойкости при хранении и эксплуатации, что приводит к появлению на их поверхности сетки трещин, имеют низкую износостойкость, поэтому для них рекомендуют применять озоностойкие каучуки, например этиленпропиленовые. Однако такие резины с минеральными наполнителями имеют низкие прочностные свойства и прочность связи с армирующими материалами, поэтому разрабатывают резины на основе комбинаций СКИ-3 и СКД с озоностойкими каучуками. Повышенные требования к технологическим свойствам вызваны особенностями производства велорезин – высокие скорости экструдирования заготовок малой толщины. Переработку СКИ-3 и СКД затрудняют их низкая каркасность и когезионная прочность и большая усадка (рваная кромка, колебания калибра), а устраняют эти недостатки добавкой бутадиен-стирольного термоэластопласта ДСТ-30.
Рецептуростроение цветных резин – это правильный выбор состава и дозировки наполнителей, мягчителей и вулканизующей группы для достижения заданного уровня светостойкости, физико-механических и эксплуатационных свойств. Широко применяют кремнезёмы, каолин, мел, оксиды металлов, сульфаты и сульфиды металлов (литопон). В последние годы ведут работы по модификации поверхности минеральных наполнителей, в первую очередь коллоидной кремнекислоты (белой сажи), с целью приближения по свойствам к печному техуглероду. Мягчители цветных резин должны быть без примесей серы, смол и гетероциклических соединений азота, иметь как можно более светлый цвет, малую непредельность и минимальное количество летучих, содержать не менее 75-80% парафинонафтеновых и 15-20% ароматических углеводородов. Наиболее перспективный способ окрашивания по массе – введение высокодисперсных пигментов на фоне белых пигментов с высокой разбеливающей способностью, из них наилучшей является рутильная форма титановых белил (табл.3.31). Соединения, придающие цвет резинам, должны хорошо совмещаться с каучуками, равномерно распределяться в резиновой смеси, не мигрировать на поверхность, обладать термостабильностью при вулканизации и светостабильностью при атмосферных воздействиях. Появилась тенденция к замене неорганических пигментов органическими азокрасителями. Рекомендуются пигменты: жёлтый прочный К, золотисто-жёлтый прочный, оранжевый прочный К, оранжевый К, а перспективны - чисто-голубой фталоцианиновый, ярко-зелёный фталоцианиновый и красный 5С.
Таблица 3.31.