Месячные чтения. Февраль

Самая старая коренная и огромная ошибка нашей жизни есть ошибка поклонения. Нет на земле большей святыни — святыни человека, живого носителя божества, а между тем мы видим, что то, что происходит от человека, изделия, вы­мыслы и дела человеческие, возвеличиваются выше человека, творение ставится выше творца.

Но пора увидеть и понять всем ту несомненную очевид­ность, что все усилия жизни лучших, праведных и мудрых людей, от Моисея до нашего времени, с Иисусом Христом во главе, направлены всегда на борьбу с обманами, с этими са­мыми возвеличенными выше человека человеческими вы­мыслами, на борьбу с этими идолами, чтобы показать людям это изуверство, чтобы выяснить перед людьми достойную веры истину, чтобы привести человека к сознанию источника жизни и всяких дел в самом себе, чтобы возвратить человека в волю бога и тем освободить его.

Моисей отверг вещественных идолов, но оставил обреза­ние и создал субботу, а последующие учители еврейства со­здали новых идолов: обрядности и предания старцев. Христи­анские учители отвергли и субботу, и обрезание, и обряднос­ти еврейские, но создали крещение и преломление хлеба, а потом боги посыпались как из рога изобилия: Святой Дух, Спас, Богородица, ангелы, святители и святые, угодники и чудотворцы, иконы и кресты и бесчисленные вещественные изображения и предметы; и что всего удивительнее, даже ос­татки мертвецов, эти новые египетские мумии.

И что в религии, то и в общественной жизни: дело челове­ческое ставится выше человека. Монархия, олигархия, кон­ституция, республика — меняются названия, формы, но всегда ставится нечто, чему человек должен жертвовать своей духов­ной свободой; так называемое общественное благо покупает­ся ценою личного порабощения. Всякая религия, всякая форма общественной жизни, как внешнее выражение зако­нов жизни, должны служить носителю в себе сущности жиз­ни и воплощению божества, человеку, а не порабощать его. Не унижение и отвержение достоинства разумного существа в человеке должно царствовать между людьми, а освобожде­ние и возвеличение его. Не внешняя власть, не страх страда­ния и смерти, происходящий извне, должны связывать страс­ти и злую волю человека (они и не связывают) и давать людям уверенность спокойствия (они его не дают), а сознание веч­ного закона жизни, сознание духовного единства людей, власть, исходящая свыше, власть Бога, власть разума, власть совести — та внутренняя духовная власть, которая лежит в природе человека и которая проявляется теперь лишь слабо под дружным и систематическим гнетом церкви и государст­ва; освободившись, она станет могущественною уздою всяко­го зла и природною и надежною твердынею личного и обще­ственного спокойствия и благоденствия. Эту самую внутрен­нюю силу, этот всеобщий свет разума и следует поставить человеку во главу своей собственно личной и общественной жизни. И как тает сумрак ночи перед светом восходящей зари, как невежество и суеверие, чудеса и колдовство сами собой гибнут пред светом науки, как лешие, водяные и домо­вые исчезли перед светом знания и разума, так пред лицом того же огня и света сойдут на нет все теперь такие величест­венные обманные и насильнические общественные учрежде­ния, и всякая злоба, насилие и рабство между людьми исчез­нут сами собой.

Бука

МАРТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: