Что такое вечерний отрядный «огонек»?

Краткие алгоритмы анализа

I. Анализ деятельности вожатого:

1) выполнил ли цель дня;

2) какое дело или событие было особенно важным;

3) анализ этого события;

4) общая характеристика прожитого дня (какие изменения произошли в отряде);

5) общий вывод дня (удался ли день в целом, формирование задач на следующий день).

II. Анализ результатов педагогической деятельности:

1) организационный период:

– качественная и количественная характеристика детей;

– характеристика стадии самоопределения детей;

– анализ собственной деятельности;

– основные виды и перспективы работы на смену;

2) основной период:

– уровень самореализации детей;

– анализ собственной деятельности;

– основные виды и перспективы работы на смену;

3) итоговый период:

– степень достижения поставленной педагогической цели и задач;

– характеристика изменений, произошедших с детьми;

– анализ собственной педагогической деятельности.

III. Самооценка эмоционального состояния:

1) оценка себя по отношению к себе;

2) оценка себя по отношению к окружению:

– с напарником;

– с детьми;

– с начальством.

Распространенной формой организации аналитической деятельности с детьми, позволяющий в то же время решать и ряд других педагогических задач является — «Огонек».

Что такое вечерний отрядный «огонек»?

«Огонек» — особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

«Огонек» — это особое искусство создавать теплое вечернее задушевное общение. Вожатый должен видеть перед собой не воспитанников – объектов воздействия, а друзей, с которыми он разделяет общую жизнь Общение, которое организуется педагогом в ходе совместной деятельности детского коллектива, становится содержанием образования, подростки усваивают особый ритм и особую атмосферу общения.

Правила вечернего «огонька»:

1. Создание и поддержка эмоционального настроя, доброй атмосферы.

2. Дети должны быть заранее настроены и готовы к «огоньку», тема огонька должна быть актуальной для участников.

3. Все участники — и дети, и взрослые — располагаются в кругу на одном уровне вокруг огня, который находится в центре, или вокруг свечи.

4. Дети и вожатые выполняют законы «Огонька»:

ü Когда говорит один — остальные участники молчат.

ü Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

ü Закон свободного микрофона. Высказаться может каждый желающий.

ü Все сказанное на «огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.

«Огонек» — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.

Каждый этап становления детского коллектива имеет свои особенности, связанные с динамикой развития совместной деятельности. Поэтому «огоньки», организуемые на каждом из этапов, имеют свои функции.

«Огоньки» организационного периода

Задача — воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности.

В первые дни «огоньки» могут быть достаточно продолжительными, но незатянутыми: 40-60 мин в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Не смотря на продолжительность «огонька» основное содержание — рефлексия дня — не должно длиться более 15-25 минут. Вожатый рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то воспоминания, шутки, рассказ о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни. У вожатого, конечно, должно быть очень много заготовок для вечернего «огонька». Самое главное — это разбудить у детей потребность к непринужденному общению. В частности, предлагается уже с первых дней вводить правила проведения «огонька». Способы введения правил разные. Опытные вожатые вводят их постепенно, обсуждая неудачи общения, а только потом предлагают ребятам их записать (формулировки, сами правила ребята могут придумать свои). В некоторых ситуациях приходится вводить правила в открытом порядке, т.е. предъявлять правила с их обсуждением. При этом опытный вожатый делает ссылку, что эти правила были созданы ребятами из прошлых смен, что они оставили наказ в целях передать свой опыт, и просят вас в течение смены внести свои поправки.

Очень важно, чтобы каждый смог высказаться. С первых дней ребята должны не оценивать работу другого (взрослых, другого коллектива), а говорить о том, что, с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкретно предлагают. Еще одна педагогическая ошибка — длинная речь вожатого в анализе дня, в которой он поучает всех остальных. Поскольку у подростков в оргпериод «фестивальное» настроение, то речь вожатого останется не воспринятой, а он сам получит негативную оценку. Важно, чтобы вожатый в этих первых диалогах получил «обратную связь», способствовал укреплению веры у ребят в лучшее. Такие формы позволяют снимать оценочное и потребительское отношение ребят к окружающим, концентрировать внимание на собственных ресурсах и возможностях.

Традиционным в оргпериод является огонек «Расскажи мне о себе».

«Огоньки» в основной период

Задача — рефлексия деятельности отряда.

Обычная продолжительность небольшая 15-20 мин. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов «огонек» может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на «огонек» всегда был неформальным. Так, в своей работе важно использовать опосредованные формы сбора: вожатый на месте проведения огоньков затевает какой-то рассказ с детьми (тема может быть самой необычной — о цветопсихологии, о стихах, легенда, случай, рассказ о киногерое или о книге, фантастика и приключения — все это может стать темой рассказа, переходящего в беседу), или с небольшой группой поют песни, или вожатый зачитывает какой-то отрывок из книги (особенно в отрядах младших подростков).

Необязательно, чтобы в основной период постоянно присутствовали такие символы «огонька», как свеча или костер, их необходимо «беречь» для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные и формальные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.

«Огоньки» в итоговый период

Задача «огоньков» этого периода — подвести итог жизни отряда, определить какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива.

Традиционно в это время проводится огонек «Расскажи мне обо мне». Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а о том кто его держит, говорят члены детского коллектива.

Один из вариантов итогового огонька — «Живой огонь». Все собираются у костра, в руках у каждого участника «огонька» — свеча. Каждый говорит по кругу, передавая эстафету зажженным от костра огнем свечи. К окончанию разговора у всех участников «огонька» зажжены свечи. Это не только красиво, но и символично. У каждого появились новые друзья, идеи для реализации после окончания лета. Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечи в сумерках на большой поляне, смастерить и отправить в плавание кораблики с зажженными свечами (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам), нарядить свечами дерево или ель и устроить импровизированный концерт (веселое завершение смены — для младших подростков).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: