Определение государственной службы как социального института предполагает её дебюрократизацию и актуализирует разработку и использование в отечественной науке и государственном управлении понятия «публичная служба». К настоящему времени в нашей стране не сложилось общепринятого определения публичной службы, однако большинство исследователей отмечают следующие её содержательные и структурные признаки.
В содержательном плане публичная служба трактуется как профессиональная деятельность в государственных и муниципальных органах и учреждениях, которая характеризуется открытостью и ориентацией на качественное и своевременное оказание установленных законодательством услуг населению.
Оптимальная структура публичной службы включает следующие компоненты:
– гражданскую службу в государственных органах;
– службу в государственных учреждениях;
– муниципальную службу в органах местного самоуправления;
– службу в муниципальных учреждениях.
Использование понятия «публичная служба» позволяет:
|
|
во-первых, полнее реализовать взаимосвязь государственной и муниципальной службы, которая закреплена в 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в числе основных принципов её построения и функционирования;
во-вторых, подчеркнуть общественную направленность, публичный характер муниципальной службы, который остался не выраженным в определении муниципальной службы в ст. 2 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
в-третьих, повысить социальный статус, прежде всего размер оплаты труда, сотрудников государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, транспорта, связи и ЖКХ;
в-четвертых, сформировать целостную систему управления обществом, включив в неё служащих государственных и муниципальных органов принятия управленческих решений и исполнителей этих решений в лице специалистов государственных и муниципальных учреждений – врачей, учителей, работников культуры и других представителей российской интеллигенции, с которыми в первую очередь непосредственно контактируют граждане.
Следует отметить, что во многих зарубежных государствах квалифицированные специалисты такого рода учреждений имеют статус государственных либо муниципальных служащих и определенные привилегии, обеспечивающие им достойные условия жизнедеятельности.
Контрольные вопросы
1. Какими признаками дополняется в научной литературе приведенное в ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» понятие государственной службы?
2. Каковы характерные черты государственной службы как социального института?
3. Какая роль отводится обществу в формировании функционировании государственной службы?
4. Чем отличается коррупция от взяточничества?
5. Что нового вносит в организацию служебной деятельности и положение сотрудников бюджетных учреждений образования, здравоохранения, культуры и понятие «публичная служба»?