double arrow

Экономический кругооборот

Экономический кругооборот – есть поток товаров и ресурсов, которыми обмениваются домохозяйства и фирмы, уравновешенный встречным потоком денежных платежей, возникающих в процессе этого обмена (поток «доходы – расходы»). Данная модель дает общее представление о функционировании рыночной системы (см. рис.55).

Для упрощения в модели не показывается натуральный поток, но предполагается, что в любой части схемы доходы равны расходам.

В закрытой экономике без участия государства величина произведенного продукта равна выкупленному, или равна сумме произведенных домохозяйствами расходам. В модель открытой экономики вводится заграница, кроме того, учитывается и роль государства. Эта модель предполагает наличие утечек и инъекций. Утечки – это любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. К утечкам относят сбережения (S), налоги (T) и расходы на импорт (Im). Инъекции – любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны. Т.е. это инвестиции(I), государственные расходы (G) и расходы на экспорт(Ex).

 
 


Рис. 55. Модель экономического кругооборота

Суммарная величина доходов экономических субъектов национальный доход (НД), из которого осуществляются потребительские расходы и сбережения: НД = С + S. Суммарная стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике или суммарные расходы на произведенный продукт называется национальный продукт (НП или Y). Спрос на национальном рынке предъявляют домохозяйства и фирмы, а Y = С + I. Равенство доходов и расходов в модели предполагает равенство утечек и инъекций, т.е. если экономика закрыта и нет вмешательства государства – I = S; если государство предъявляет спрос на готовые блага и взимает налоги, то данное равенство изменится – I +G = S + T; если добавляется еще один субъект – заграница, то получим: I +G + Ex = S + T+ Im. Это есть основные макроэкономические тождества, вытекающие из равенства НД=НП.

Валовой национальный продукт (ВНП).

ВНП - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определённого периода времени.

Во-первых, ВНП- стоимость товаров и услуг, предназначенных для конечного использования. Это означает, что не нужно учитывать промежуточные продукты, например, включая в ВНП стоимость произведенного автомобиля, не учитывают отдельно стоимость его колес, иначе стоимость колес посчитается дважды. На практике во избежание двойного счета используется метод добавленной стоимости: на каждой стадии производства продукта в качестве части ВНП учитывается только стоимость, добавляемая на данной стадии переработки.

В ВНП включаются только товары и услуги, произведенные за рассматриваемый период, то есть мы учитываем только текущий выпуск. Товары, которые были произведены в предыдущем периоде, но продаются в данном периоде, в ВНП данного периода не включаются.

ВНП подсчитывается по рыночным ценам. Рыночные цены многих товаров включают всевозможные налоги и, таким образом, рыночные цены часто отличаются от цен, которые получают производители товаров.

Как мы уже упоминали выше, при подсчете ВНП возникает проблема двойного счета. Для решения этой проблемы для расчета ВНП используют метод добавленной стоимости.

Под добавленной стоимостью понимают разницу между выручкой фирмы от продажи своей продукции и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой.

Суть определения в следующем: добавленная стоимость это все, что фирма добавляет к промежуточной продукции за рассматриваемый период, используя свои факторы производства. Таким образом, можно сказать, что ВНП равен сумме добавленной стоимости, взятой по всем фирмам. Для иллюстрации метода добавленной стоимости рассмотрим пример.

ПРИМЕР: Фермер произвел 10 кг зерна (для простоты будем считать, что стоимость семян равнялась нулю). Из них 8 кг продал мельнику по 1 руб./кг, а 2 кг оставил на запасы, чтобы посеять в следующем году. Мельник произвел 8 кг муки, из которых 7 кг продал пекарю по 2 руб./кг, а 1 кг оставил себе на запас. Пекарь произвел 7 кг хлеба и продал его по 3 руб./кг. Подсчитаем ВВП методом добавленной стоимости.

Стоимость, добавленная фермером, равна 10 рублям, поскольку такова выручка от реализованной продукции, а стоимость используемой промежуточной продукции (семян) предполагалась равной нулю. Далее, стоимость, добавленная мельником, равна 8*2-8*1=8 руб., а стоимость, добавленная пекарем, составляет 7*3-7*2=7 руб. Итого, суммарная добавленная стоимость равна 25 руб.

Такой же ответ будет, если сложить стоимость всей продукции, предназначенной для конечного потребления. Действительно, в данной экономике имеют место 3 вида готовой продукции: хлеб (7кг стоимостью 21 рубль), мука (1 кг стоимостью 2 рубля) и зерно (2 кг стоимостью 2 рубля), что в сумме также дает 25 рублей. При этом изменение запасов готовой продукции за рассматриваемый период включается в ВНП по рыночной цене соответствующей продукции.

Другая проблема, связанная с подсчетом ВНП состоит в том, что расчеты осуществляются на основе данных официальной статистики, а значит, теневая экономика не учитывается. Эта проблема особенно актуальная для стран с большой долей теневой экономики, поскольку в этом случае показатель ВНП может быть значительно занижен. Для решения этой проблемы используется дооценка ВНП с учетом доли теневого сектора.

Как указывалось выше, ВНП подсчитывается как сумма добавленной стоимости всех фирм. Однако некоторые товары и услуги, производимые и потребляемые в экономике, не поступают на рынок и, следовательно, не могут быть учтены официальной статистикой. К такой продукции относятся товары и услуги, производимые и потребляемые внутри домашних хозяйств. Например, продукция, выращиваемая для собственного потребления на дачах, услуги домохозяек, воспитание детей и т.д.

При расчете ВНП в его состав не включаются определенные виды благ (услуг), которые, в отличие от теневых благ, могут быть учтены. Это, в частности:1) чисто финансовые сделки: трансфертные платежи государства, частные трансфертные платежи, сделки с ценными бумагами; 2) продажи подержанных товаров. Данные продажи исключаются из ВНП, т.к. они либо не отражают текущего производства, либо включают двойной счет.

Измерение ВНП по расходам и доходам

Существует два метода измерения ВНП: по расходам и по доходам. При этом результаты расчета дают одинаковую величину.

На ВНП можно посмотреть не только как на сумму затрат ресурсов, но и как на сумму доходов, получаемых факторами производства. С другой стороны, можно посмотреть на ВНП с точки зрения совокупного спроса, то есть, рассмотрев потребителей произведенной продукции. С этой точки зрения ВНП выступает как сумма расходов на приобретение товаров и услуг, то есть, в данном случае ВНП рассчитывается по методу конечного использования.

Измерение ВНП по сумме расходов

Товары и услуги приобретаются для потребления домохозяйствами и правительством, для осуществления инвестиций и для продажи за рубеж (на экспорт). В результате, мы получаем, что ВНП может быть представлен как сумма расходов на конечное потребление(C), валовые инвестиции (I) (накопление основного капитала или инвестиции и изменение запасов), государственные закупки или расходы (G) и чистый экспорт(NX).

ВНП= C+I+G+NX.

В компоненту С включаются все потребительские расходы домохозяйств на товары и услуги, в том числе расходы на товары длительного пользования (например, автомобили), которые могут рассматриваться скоре как инвестиции, а не как потребление.

Под инвестициями I понимаются валовые инвестиции, включающие чистые инвестиции и амортизацию ВI = ЧI + АО. Инвестиции понимаются как добавление к физическому запасу капитала или изменение товарных запасов фирм. Следуя этому определению, приобретение финансовых бумаг (акций, облигаций) не являются инвестициями. Инвестиции - строительство жилья; возведение фабрик, офисов, установка оборудования, приращение товарных запасов фирмы.

Государственные (правительственные) закупки G включают расходы на национальную оборону, прокладку дорог, зарплату государственных служащих и т.д.

Чистым экспортом (NX) называется разница между экспортом и импортом.

Измерение ВНП по сумме доходов

В состав ВНП по доходам включают:

1 ) оплата труда

2) доходы собственников некорпорированных предприятий

3) рентный доход

4) прибыль корпораций

5) процент

6) суммы не связанные с доходом, к которым относятся: косвенные налоги и амортизация. Эти величины можно рассматривать как балансирующие статьи формирования величины ВНП.

ВНП измеряет совокупный выпуск в экономике. Однако не весь выпуск идет на выплату доходов, поскольку часть ВВП используется на поддержание производственного потенциала экономики и, следовательно, не является чистым доходом. Эта часть называется амортизационными отчислениями. Если из ВНП вычесть расходы на амортизацию, то получится чистый национальный продукт:

ВНП-амортизация = чистый национальный продукт.

Есть еще одна категория расходов, которая не является доходом. Это косвенные налоги, то есть налоги с продаж, тарифы, налоги на добавленную стоимость. Если мы вычтем из чистого национального продукта косвенные налоги, то получим национальный доход:

Национальный доход = чистый национальный продукт - косвенные налоги.

Национальный доход делится между факторами производства: трудом, капиталом, землей и предпринимательским талантом.

Итак, подсчитав национальный доход непосредственно как сумму доходов всех факторов производства, и прибавив амортизацию и косвенные налоги, мы получаем еще один способ подсчета ВНП. – по доходам.

ВНП и система его показателей

Существует значительное число показателей построенных на основе ВНП. Основными из них являются:

1) Ч истый национальный продукт = ВНП – амортизация..

2) Национальный доход = чистый национальный продукт - косвенные налоги.

3) Личный доход = Национальный доход – корпоративный налог – нераспределенная прибыль – взносы на социальное страхование + трансфертные выплаты.

4) Чистый личный доход = личный доход – налоги с личного дохода.

ВВП и ВНП

ВВП - рыночная стоимость предназначенных для конечного использования товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период времени.

При подсчете ВВП учитываются товары и услуги, произведенные на территории данной страны. Это означает, в частности, что в ВВП не включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной страны за рубежом.

Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, измеряет выпуск товаров и услуг не по территориальному принципу, а в соответствии с принадлежностью данной стране используемых факторов производства.

При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной страны за рубежом.

Например, если В работаете по приглашению на работу в США, то Ваша зарплата должна быть учтена при подсчете ВНП России. Таким образом, часть ВНП страны производится за рубежом. С другой стороны не все, что произведено в России, произведено за счет отечественных средств производства. Например, если американская компания построила в России свой завод (и завод полностью принадлежит этой компании), то стоимость произведенной продукции за вычетом зарплаты российских служащих, является составной частью ВНП США.

Таким образом, чтобы получить показатель ВВП для нашей страны нужно исключить из ВНП оплату отечественных факторов производства, если товары или услуги производились за рубежом и добавить оплату иностранных факторов производства, если товары или услуги производились на территории нашей страны:

ВНПстраны А = – доходы жителей страны А, получ. за границей +доходы иностранных граждан, получаемые в стране А = ВВПА

Итак, если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.

Реальный и номинальный ВНП

Номинальный ВНП измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или, как иногда говорят, в текущих денежных единицах.

Номинальный ВНП изменяется от года к году по двум причинам. Во-первых, меняется физический объём выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Скажем, если выпуск не изменился, а все цены удвоились, то удвоится и номинальный ВНП, однако это совсем не означает, что экономика функционировала в этом году лучше, чем в предыдущем. Для того чтобы отделить изменения ВНП за счет изменения выпуска, от изменения ВНП за счет изменения цен вводят показатель реального ВНП.

Реальный ВНП соизмеряет физический объём выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же ценах или, как говорят, в постоянных ценах. Рассмотрим следующий пример. Пусть в некоторой гипотетической экономике производится только два товара: столы и стулья. Рассмотрим два периода времени. Выпуск каждого товара и цены в каждом периоде приведены в таблице.

Данные по производству ВНП для гипотетической экономики (табл. 8).

Таблица 8. Результаты производства в условной экономике

  Выпуск 2000 г. Цены 2000г. Выпуск 2001 г. Цены 2001 г.
Столы        
Стулья        

Найдем номинальный ВНП этой страны для каждого года, оценив выпуск каждого года в ценах этого же года: Номинальный ВНП2000=10*5+25*2=100

Номинальный ВНП2001=20*6+10*3=150

Таким образом, номинальный ВНП за год увеличился на 50%. Означает ли это, что рост производства составил 50%? Ответ на этот вопрос дает реальный ВНП 2001-го года, который оценивает выпуск 2001-го года в ценах 2000 года:

Реальный ВНП2001 в ценах 2000=20*5+10*2=120.

Т.о., реальный ВНП вырос лишь на 20%, что означает, что оставшиеся 30% приходятся на эффект увеличения цен.

Измерение изменения цен.

Динамика уровня цен выражается индексом, т.е. темпами роста. Индекс цен – это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров в текущем периоде и совокупной ценой определенного набора товаров в базовом периоде.

Существуют различные виды индексов цен в зависимости от набора товаров и услуг.

Во-первых, это, индекс цен ВНП или дефлятор ВНП. Дефлятор ВНП равен отношению номинального ВНП к реальному:

Дефлятор ВНП в периоде t = ,

где t -рассматриваемый год, 0-базовый год, и - цена и выпуск -го товара в период . Таким образом, дефлятор ВНП представляет известный из статистики индекс цен Пааше, поскольку в данном случае рассматривается изменение стоимости текущего набора товаров и услуг.

Во-вторых, индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет затраты на приобретение фиксированного набора товаров и услуг (потребительской корзины):

ИПЦ= .

Индекс потребительских цен также представляет известный из статистики индекс, называемый индексом Ласпейраса, поскольку соизмеряет стоимость потребительской корзины базового периода.

Различия этих двух показателей в следующем. Во-первых, следует отметить, что дефлятор измеряет цены по более широкой группе товаров, поскольку включает все производимые товары, а не только товары потребительского назначения. Во-вторых, ИПЦ базируется на фиксированной корзине товаров, дефлятор ВНП измеряет цены каждый раз по новой корзине товаров. Кроме того, в потребительскую корзину, по которой рассчитывается ИПЦ входят не только товары, произведенные на территории данной страны, но и импортируемые товары. Таким образом, на ИПЦ оказывают непосредственное влияние и цены импортируемых благ.

Совокупный спрос и факторы его определяющие.

Совокупный спрос (AD) – это реальный объем произведенного продукта, на который предъявляется спрос.

Взаимосвязь между уровнем реального объема производства и уровнем цен выражается кривой совокупного спроса (рис. 56). Кривая совокупного спроса (AD) показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска. Кривая совокупного спроса, является убывающей функцией.

       
 
   
Рис.56. Кривая совокупного спроса
 


Форма кривой совокупного спроса определяется следующими факторами.

1) Эффектом процентной ставки, который состоит в том, что при данном объеме денежной массы, рост цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный национальный продукт.

2) Эффектом богатства, который заключается в том, что при неизменности денежной массы рост цен сопровождается падением покупательной способности денег, что вызывает снижение реальной стоимости богатства и спроса на товары и услуги.

3) Эффектом торгового баланса (импортных закупок). С повышением уровня цен в экономике падает реальный обменный курс, то есть отечественные товары становятся менее конкурентоспособными, что приводит к ухудшению торгового баланса. Падение же чистого экспорта, в свою очередь, влечет и сокращение величины совокупного спроса.

Изменение совокупного спроса может осуществляться не только под влиянием цен, но целого ряда неценовых факторов, вызывающих смещение кривой совокупного спроса (Табл.9).

Таблица 9. Факторы, вызывающие смещение кривой совокупного спроса:

Вид неценового фактора Направление изменения неценового фактора Направление изменения совокупного спроса
Изменения в потребительских расходах:
Благосостояние потребителя Уменьшение Уменьшение
Ожидание потребителей Рост дохода Увеличение
Задолженность потребителей Рост задолженности Уменьшение
Налоги Уменьшение Увеличение
Изменения в инвестиционных расходах:
Процентные ставки Увеличение Уменьшение
Ожидаемые прибыли от инвестиций Увеличение Увеличение
Налоги с предприятий Увеличение Уменьшение
Технология Рост новых технологий Увеличение
Избыточные мощности Увеличение неиспользованного оборудования Уменьшение
Изменение ДКП Стимулирующая ДКП Увеличение
Изменение фискальной политики Стимулирующая фискальная политика Увеличение

Графически изменение совокупного спроса под воздействием неценовых факторов выражается смещением кривой AD.

 
 


На рис. 57. представлено уменьшение совокупного спроса в результате роста процентной ставки.

 
 
Рис.57. Сдвиг кривой совокупного спроса


Совокупное предложение.

Совокупное предложение (AS) – это суммарный выпуск реального объема национального продукта.

 
 


Кривая, отражающая взаимосвязь между уровнем цен и совокупным предложением, называется кривой совокупного предложения (рис.58). Выпуск зависит от технологии (производственной функции) и количества используемых факторов производства, которые в свою очередь определяются условиями равновесия на соответствующих рынках.

Рис.58. Кривая совокупного предложения

При принятых предположениях выпуск полностью определяется занятостью, а потому, предполагая уровень полной занятости неизменным, потенциальный выпуск также остается неизменным. Таким образом, вид кривой совокупного предложения будет зависеть от того, как функционирует рынок труда.

Существуют разные подходы к построению кривой совокупного предложения (AS), которые базируются на разных предпосылках относительно ситуации на рынке труда.

1) Классическая кривая совокупного предложения

Классическая кривая совокупного предложения основана симметричности информации, это означает, что все цены, включая номинальную заработную плату, являются абсолютно гибкими и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде. В результате рынок труда всегда находится в равновесии и существует полная занятость рабочей силы. При таких предпосылках кривая совокупного предложения, выглядит как вертикальная прямая (рис. 59).


Рис. 59. Кривая AS в классической модели

При этом уровне цен P0. на рынке труда будет достигнуто равновесие, если номинальная зарплата w0 будет такова, что реальная зарплата w0/P0 будет равна равновесной реальной заработной плате (w/P)*, а занятость при этом будет равна L* и, таким образом, уровню цен P0 будет соответствовать выпуск при полной занятости, который мы обозначаем через Yf.e.. Если уровень цен возрастет до P1, то соответствующим образом изменится номинальная зарплата, а реальная заработная плата останется равной (w/P)*. В результате, по-прежнему, будет иметь место полная занятость и выпуск останется прежним. Таким образом, получают вертикальную кривую совокупного предложения краткосрочного и долгосрочного периода.

Итак, согласно классической теории, кривая совокупного предложения вертикальна.

2) Неоклассическая кривая совокупного предложения

Современная классическая теория подходит к вопросу о функционировании рынка труда несколько иначе. Неоклассики, по-прежнему, считают цены абсолютно гибкими, однако допускают наличие асимметричной информации в краткосрочном периоде. Итак, предположим, что фирмы, выбирая уровень занятости, ориентируются на действительный уровень цен данного периода, а рабочие не обладают этой информацией и их выбор предложения труда базируется лишь на ожидаемом уровне цен. В результате следует модифицировать графическое представление равновесия на рынке труда, поскольку агенты могут ориентироваться на разные уровни цен (рис.60).

Согласно данной трактовке кривая совокупного предложения имеет положительный наклон. Объясняется это следующим. Рабочие наблюдают рост номинальной заработной платы, но не осознают, что при этом увеличился и уровень цен, поскольку они не могут наблюдать его в краткосрочном периоде и при принятии решений и ориентируются лишь на ожидаемый уровень цен.

Рис.60. Неоклассическая кривая AS.

В результате повышение номинальной заработной платы выглядит как повышение ожидаемой реальной заработной платы, что приводит к росту величины предложения труда и занятости в целом. Рост занятости, в свою очередь, означает рост выпуска, что дает кривую предложения с положительной зависимостью между выпуском и уровнем цен (см. рис.60).

Необходимо заметить, что эта кривая соответствует определенному ожидаемому уровню цен. Если в следующем периоде рабочие пересмотрят свои ожидания в сторону повышения, то кривая краткосрочного предложения сдвинется вверх. И, наконец, при уровне цен, равном ожидаемому, выпуск будет соответствовать полной занятости.

Наличие асимметричной информации следует рассматривать лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе ожидания соответствуют реальности, и имеют дело с классической вертикальной кривой совокупного предложения.

3) Кейнсианская кривая совокупного предложения

Традиционная кейнсианская теория предполагает негибкость уровня цен и номинальной заработной платы. Кейнсианское предположение об абсолютной негибкости цен и заработной платы выглядит реалистичным лишь в очень коротком периоде. Современная кейнсианская теория строится на предположении о том, что номинальная заработная плата является фиксированной в краткосрочном периоде в силу того, что рабочие заранее подписывают контракт на определенный период времени, то зарплата может меняться при заключении нового контракта. При этом цены являются гибкими даже в краткосрочном периоде.

Согласно кейнсианской теории, после заключения контракта, в котором фиксируется уровень номинальной заработной платы, уровень занятости определяется работодателем. Так, если в действительности уровень цен будет выше ожидаемого, то реальная заработная плата упадет и производителям будет выгодно увеличить занятость, что приведет к росту выпуска. Таким образом, кейнсианская теория также как и неоклассическая приводит к положительно наклоненной кривой совокупного предложения.

По истечении контракта, уровень номинальной заработной платы пересматривается в соответствии с новыми ожиданиями относительно уровня цен. Если ожидаемый уровень цен увеличивается с уровня P0 до уровня P1, то номинальная зарплата будет зафиксирована на более высоком уровне w1 (w1>w0) и краткосрочная кривая совокупного предложения сдвинется вверх, как показано на рисунке 61.

Рис. 61. Кейнсианская кривая AS

В долгосрочном периоде номинальную заработную плату можно рассматривать как гибкую, а, следовательно, кривую совокупного предложения вертикальна независимо от рассматриваемой теории. Относительно краткосрочного периода взгляды кейнсианцев и классиков диаметрально были противоположны: первые, опираясь на негибкость цен, считали кривую совокупного предложения горизонтальной, последние, напротив, считали, что в каждый момент времени рынок труда уравновешивается, и в результате получали вертикальную кривую предложения. Современные взгляды неоклассиков и кейнсианцев на поведение совокупного предложения в краткосрочном периоде не столь противоречивы. Согласно их точке зрения кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде имеет положительный наклон, однако аргументы, объясняющие зависимость у этих теорий разные.

К основным неценовым факторам, влияющим на динамику совокупного предложения ивлияющим на смещение кривой совокупного предложения,относятся следующие: (см. табл. 10).

Таблица 10. Факторы, влияющие на совокупное предложение

Название неценового фактора Направление изменения неценового фактора Направление изменения совокупного предложения
Цены на факторы производства Увеличение Сокращение
Физический объем ресурсов Сокращение Сокращение
Качество ресурса, его производительность Рост Увеличение
Налоги с предприятий Рост Сокращение

При прочих равных условиях влияние одного из этих факторов приводят к изменениям издержек на единицу продукции при различных объемах национального производства и тем самым к изменению положения кривой совокупного предложения (см. рис.). Так на данном рисунке показан рост издержек в результате роста цен на ресурсы (например, на нефть).

 
 
Рис.62. Сдвиг кривой совокупного предложения



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: