Стили игры

Разумеется, стилей игры столько же, сколько мастеров. Каждый уникален, у каждого свои любимые приемы и привычные способы их подготовки. Вместе с тем, можно выделить несколько "мэйн-стримов", основных направлений, в которых развиваются самые разные игроки - и, как следствие, демонстрируют в игре схожие замашки.

Наверное, наиболее часто встречающимся "стилем" игры является техничный. Игроки этого стиля заучивают до автоматизма, до блеска, до молниеносной скорости выполнения ряд приемов, и постепенно пополняют свой "арсенал". Их козырь - точность выполнения приема, частенько доведенная до "абсолюта" - шайба влетает в такие "дырочки", в которые ее трудно протолкнуть рукой:)

Недостатков у этого стиля море: главное знать, чего ждать. Соперник довел до совершенства прием? да, но это лишь один прием, причем обычно - выполняемый по одной-единственной траектории. Вариативности никакой, после одной-двух попыток перекрываем траекторию движения шайбы защитником или вратарем, и этот прием из арсенала соперника исключен. Таким образом, ключом к игре с "технарями" является адаптивная защита.

Доведение "до блеска" занимает много времени, и потому у вашего оппонента просто не может быть большого количества приемов. Их не может быть много еще и потому, что, осваивая очередной прием, он слегка меняет постановку рук, что нарушает координацию движений при исполнении ранее выученных приемов - как следствие, новая техника портит предыдущую. "Поднять" обратно попорченные приемы тоже требует времени...

Небольшое количество приемов можно просто запомнить, если вы часто встречаетесь с "технарем" на турнирах. Или, в серии плэй-офф, потратить одну-две игры на изучение характерных приемов соперника. В целом, техничный стиль - тупиковый вариант, хотя многие топовые игроки поднимались до вершин именно этим путем:)

Значительно опаснее спортивный стиль игры: в нем игра строится на опережении соперника. Каждый человек имеет определенное время реакции, и за это время вполне можно успеть обвести фигуру и сделать передачу или забить гол. На тренировках "спортсмен" тратит больше времени на отработку скорости движения фигуры, особенно в начальный период движения; мудрые спортсмены занимаются еще и отработкой автоматической реакции на движения соперника.

Отличительным признаком "спортсмена" является начало комбинации: он исполняет его из того места, куда пришла шайба (в отличие от "технаря", который долго "тащит" шайбу в ту точку, откуда он привык исполнять приемы), причем "без замаха" - без лишних движений руки или корпуса, которые демаскируют начало исполнения приема игроками других стилей. В обороне "спортсмен" часто действует рефлекторно, иногда его движения настолько быстры, что опережают действия атакующего: защитник перестраивается в блокирующую позицию еще до того, как атакующий начал объездное движение нападающего.

"Недостатком" спортивного стиля можно считать некоторую нехватку точности, и заметное пренебрежение интеллектуальной составляющей игры. "Спортсменов" легко спровоцировать на выполнение определенных приемов (особенно, если знать, что этот прием входит в список "любимых" приемов этого игрока); да и точность завершения атак у "спортсменов", как правило, ниже, чем у "технарей". Правильной формой защиты является провокативная, которая в последний момент перестраивается в пассивную "коробочку". Действуя таким образом, вы создадите максимум проблем игроку спортивного стиля.

По мере совершенствования техники "спортсмен" постепенно приближается к "технарю", равно как "технарь" по мере изучения новых приемов все лучше владеет фигурами и сближается со "спортсменом" в скорости исполнения элементов. Большинство топовых игроков нельзя отнести к чисто спортивному или чисто техничному стилям: они объединяют качества этих стилей, обычно - лучшие их черты. Думаю, не надо объяснять, почему "спортсмены", для которых важнее контроль шайбы, быстрее поднимаются на топовый уровень, чем "технари", для которых важнее "результат" исполнения приема.

Помимо основных двух стилей есть несколько побочных.

Скоростной стиль является доведенным до предела (а иногда и до абсурда) спортивным стилем. Лозунг игрока этого стиля: "Я буду швырять шайбу по поляне так быстро, что ты потеряешь ее из виду". Действительно, иногда перемещение шайбы от фигуры к фигуре, заданное таким игроком, бывает настолько быстрым, что за ней трудно уследить. Начинающий игрок теряется, не успевает адекватно перемещать фигуры, иногда в спешке даже теряет штыри - и получает шайбу в полностью открытые ворота.

Красиво? возможно. Однако надо понимать, что скорость перемещения шайбы очень сильно ухудшает точность бросков атакующего, и чем скорость больше, тем сильнее падает точность. Даже больше того: точность падает быстрее, чем растет скорость. Поэтому правильным рецептом борьбы со скоростным игроком является заурядная пассивная защита. Не торопимся, не пытаемся перехватывать шайбу - спокойно перемещаем на небольшое расстояние вратаря и защитников, все время поддерживая ворота в максимально закрытом состоянии... и ждем. Рано или поздно шайба уйдет от атакующих фигур, и мы получим шанс на контратаку.

При игре со скоростным игроком очень важно не сбиться на его темп. Получили шайбу? придержите ее, не торопитесь переходить в атаку. В атаке выполните несколько "ложных" атак, после которых шайба заведомо вернется к вашим фигурам. Заставьте соперника обороняться, скоростные игроки очень это не любят. Их сила - контроль шайбы, а не кропотливая работа в обороне с максимумом концентрации.

Предельным случаем скоростного стиля является "запуск" шайбы по площадке в случайном направлении с максимальной скоростью, так, чтобы она несколько раз отразилась от бортов, и попытки забить ее прямым ударом, когда она пролетает мимо центра или защитника. Этот вариант смыкается с силовым стилем настольного хоккея.

Силовой стиль в настольном хоккее - примерно то же, что "дворовый" футбол для большого футбола. В квартирных баталиях начинающие игроки быстро находят такие положения вратаря, при которых шайбу невозможно забить прямым броском; преодолеть "защитный тупик" можно с помошью финтов и комбинаций, но их сложно изобрести самому, никогда не видев игры мастеров. Поэтому остаются броски и удары с максимальной силой, в надежде на взлет шайбы в верхний угол, на "проминание" вратаря, или на удачный отскок.

Силовые элементы "дворового" уровня - это, обычно, сильно направленная вдоль линии ворот шайба, которая может "взлететь" в ближнюю девятку или, удачно ударившись о защитника, вратаря, или центрфорварда, отскочить в ворота. Другие силовые приемы - это очень сильные удары центра и защитников по пролетающей мимо или остановившейся на дорожке фигуры шайбе. Как правило, "силовик" не целится бьющей фигурой, рассчитывая скорее на то, что шайба "пробьет" вратаря, чем на то, что она попадет в незакрытую вратарем часть ворот. Однако надо иметь в виду, что целиться, на самом деле, можно, и это не так сложно, как кажется; играющий в силовом стиле может оказаться очень серьезным соперником и для "технарей", и для "спортсменов", если он озаботиться изучить правильные способы бить корпусом фигуры по шайбе. Да и силовые броски крайних могут быть опасны, если соперник применяет неверные формы защиты.

Против "силового" игрока важно правильно располагать вратаря - "спиной", а не клюшкой в ближнем углу ворот. Только так можно надежно защитить ворота от силового броска в ближний угол. При пассивной форме обороны защитник должен строго перекрывать основанием прямой путь шайбы в ворота: ни клюшка, ни даже свободная нога фигуры не защитят ворота от правильно выполненного силового броска. Опасайтесь бросков "сзади" ворот, из-за линии ворот: сильно пущенная шайба легко может отразиться от ваших фигур в ворота, в том числе верхом.

Если соперник бьет опорной ногой центра, следите за расположением свободной ноги: именно ею удобно направлять шайбу при сильном ударе. Свободная нога сбоку фигуры - шайба будет направляться в тот же угол, к которому развернута свободная нога; свободная нога развернута вперед - шайба будет направлена в противоположный угол. Как правило, "доворотов" при силовом ударе не делают: слишком краткое касание шайбы и фигуры. Конечно, надо иметь в виду, что некоторые игроки направляют шайбу при ударе не свободной ногой, а клюшкой - в этом случае клюшка, как правило, развернута вперед; слегка - значит шайба пойдет в "ближний" угол, почти точно вперед - шайба будет направлена в противоположный угол.

Более надежной против "силового" игрока является пассивная оборона, в ее адаптивной форме. Дело в том, что силовые удары и броски не слишком точны, и потому достаточно прикрыть вратарем и защитником угрожаемые направления; а быстро изменить направление атаки большинство "силовых" игроков не умеет. Когда они осваивают необходимую для этого технику, они переходят к техничному или спортивному стилю:)

Тактический стиль крайне редок. Как правило, его исповедуют люди, одаренные для настольного хоккея - те, у кого специфика НХ "зашита в подкорке" с рождения. Эти игроки быстро понимают, что для успешного применения приема вовсе нет необходимости выполнять его очень быстро и точно: главное - вводящими в заблуждение действиями заставить соперника освободить путь шайбе в ворота:) "Тактик" постоянно "проверяет" своего соперника мелкими движениями фигуры: "А если я покажу пас сюда - ты сдвинешь защитника? поня-а-атно... А сюда? Тоже? Ну, тогда с тобой все ясно, играю вот так и вот сюда." Игрок тактического стиля способен провести прием, который, казалось бы, полностью перекрыт блокирующими фигурами: "показав" движение в другую сторону, он заставляет соперника убрать блок; "дернув" соперника, вынуждает его чрезмерно рано начать движение блокирующей фигуры. Признаком "тактика" является строго провокативная игра в защите: типичный тактик просто не мыслит себе другого разумного, как они говорят, способа защищаться.

Как бороться с "тактиком"? сделать ставку на скорость и технику, разумеется. Не реагировать на провокации защищающегося соперника, выполнять прием в заранее намеченный угол ворот, вне зависимости от положения фигур защищающегося. Готовить атаку, естественно, стесняя "тактика" и уменьшая количество остающихся у него вариантов защиты. В защите можно попробовать играть провокативно, но в этом случае будьте готовы к тому, что вас полностью переиграют:) Поэтому, про запас, оставьте тупую пассивную защиту - пусть бьет выходы, это наименьшее зло против игрока тактического стиля. Ни в коем случае не играйте активную защиту - будете порваны в клочья:)

"Трюкачи" не столь редки, как можно предположить. Обычно "трюкач" имеет в своем арсенале несколько необычных приемов, которые забивает почти любому сопернику... пока тот их не запомнит. Опытные игроки запоминают каждый "трюк" после первой же пропущенной шайбы, и больше таким способом не пропускают. Не пропускают потому, что "трюки" не являются общеупотребительными из-за относительной легкости обороны против них: единственное достоинство "трюков" - неожиданность. Поэтому "трюкач" должен иметь в арсенале пять-семь "трюков" только для того, чтобы иметь шансы против среднего мастера; чтобы успешно играть с топовыми игроками, надо располагать 12-15 необычными приемами. Что непросто, и потому на высшем уровне "трюкачей" встретить можно редко.

"Трюкача" можно заподозрить по "странному" поведению за поляной: он долго удерживает шайбу у каждой фигуры, делает непонятные движения, сдвигая ее вправо-влево, потом - вдруг - переводя ее к другой фигуре, где снова начинается этот странный "танец". Странный он только для вас: "трюкач" пытается найти такое положение шайбы, которое позволит выполнить "трюк", который вы не знаете. Но ваши фигуры - вот незадача! - в своем простом и естественном положении мешают ему провести свой супер-прием; и вот, разочаровавшись в возможности выполнить "трюк" этой фигурой с этого места, он переводит шайбу в другую позицию.

Бороться с "трюкачом" несложно: следите за его действиями, требуйте прекратить пассивную игру... и наказывайте. "Трюк", выполненный из неудачного положения, как правило, заканчивается потерей шайбы - самое время ее "ввалить" в ворота, которые "трюкач" оставил плохо защищенными, готовя свое представление. Следите, какие штыри он держит в руках, и его трюк не станет для вас неожиданностью. В атаке играйте подчеркнуто просто, это деморализует "трюкача".

Вероятно, можно найти и другие стили; довольно многие игроки объединяют в своей игре несколько стилей, обычно как следствие переучивания с "необычного" стиля на один из стандартных - техничный или спортивный. Элементы нестандартных стилей стоит взять на вооружение: вовремя выполненный "трюк" может деморализовать соперника, а мощный силовой элемент подчеркнет ваше преимущество. Скоростной стиль вряд ли можно рекомендовать для постоянного применения, но тренировки в скоростном стиле чрезвычайно полезны для контроля шайбы; а в игре элементы скоростного стиля хорошо применять для удержания шайбы в конце игры. Ну и тактические методы нужно по меньшей мере хорошо изучить...

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны:)

Назад к Содержанию

"Бульдозер": обязывающие вилки

Приемы "бульдозер" и "титов", при которых шайба передается от защитника под удар центрфорварду "короткой" передачей, имеют неоднозначную репутацию среди игроков. Кое-кто склонен исполнять "бульдозеры" при всякой удобной возможности, другие - и их большинство - считают "бульдозер" устаревшим и даже вредным. И те, и другие неправы.

Начнем с того, почему неправы любители "бульдозеров". Нетрудно видеть, что "бульдозер" нетрудно закрыть и справа, и слева. Посмотрим, как строится оборона против "классического" "бульдозера" справа (Рисунок 11). Атакующий игрок поставил шайбу на границе досягаемости "двойки" соперника, приготовился выполнить пас клюшкой "тройки" и развернул клюшку "пятерки" так, чтобы было удобно принять шайбу. Доворачивая клюшку центра, нетрудно выполнить удар как в ближний, так и в дальний угол ворот. Стандартная позиция блокирующего защитника чуть сдвинута назад от края прорези, чтобы заблокировать обводящие броски защитника (фиолетовые стрелки справа, прием "конек-клюшка"). Замечу, что выполнить обводящий бросок защитника в дальний угол ворот ненамного сложнее, чем в ближний, и поэтому часто применяемая "защита от бульдозера" с блокирующим защитником на краю прорези и вратарем в ближнем углу ворот откровенно ошибочна.

Сдвиг блокирующего защитника назад дает возможность исполнять еще один эффективный контратакующий прием, который А. Зайцев назвал "анти-бульдозер". Короткий тычок защитником в момент передачи шайбы приводит к сильному и точному броску по воротам атакующего (голубая стрелка), причем "блокирующее" положение клюшки обеспечивает точное попадание впритирку к ближней штанге. Собираясь выполнять бульдозер справа, не поленитесь сдвинуть своего вратаря в правый угол ворот - просто для страховки:)

Такая "пассивная" блокирующая методика практически исключает выполнение бульдозера или обводящего броска правым защитником. Разумеется, ее несложно "активизировать", отодвигая блокирующего защитника дальше назад и провоцируя атакующего все-таки попробовать выполнить "бульдозер". Вероятность успешного выполнения "анти-бульдозера" при этом возрастает, но возрастает и вероятность получить в свои ворота "бульдозер" (если опоздать с тычком) или обводящий бросок (если не успеть вернуть фигуру блокирующего защитника назад).

Бульдозер слева несколько сложнее, как по исполнению, так и по защите. Стандартное исполнение этой комбинации показано на Рисунке 12; обратите внимание на клюшку центра, развернутую в сторону передачи. Стандартная альтернатива "бульдозеру" - пас вперед на выход центру; возможны также удар по воротам (по типу "змейки", на рисунке не показан), и обводящий защитника бросок в ближний угол ворот ("конек-клюшка", тоже не показан на рисунке 12). Там же, на рисунке 12, показана "пассивная" оборона против "бульдозера" слева: защитник и центрфорвард образуют блокирующую линию, с зазором между фигурами меньшим, чем диаметр шайбы. Здесь также существенно положение клюшки центра, она развернута в сторону фигуры центрфорварда атакующего игрока. Именно при этом положении клюшек блокируется "бульдозер" слева: даже если шайба пройдет к центру, клюшка защищающегося центрфорварда коснется ее на пути в ворота, или же столкнутся клюшки центрфорвардов - в любом случае, точным бросок по воротам не будет.

К сожалению, "пассивное" блокирование "бульдозера" слева не является надежной защитой: достаточно развернуть атакующего центра клюшкой вперед и выполнять бросок по воротам не клюшкой, а свободной ногой фигуры, чтобы спокойно обойти всю "блокирующую линию". Так что защищаться от атаки "бульдозером" слева надо активно.

Это несложно: "пятерка" защищающегося разворачивается клюшкой поперек площадки, и размещается чуть глубже, чем на Рисунке 12. Вратаря стоит сместить чуть влево (на рисунке - вправо), поскольку клюшка центра блокирует бросок в правый угол ворот. Ждем паса! резкий тычок центром в момент паса прерывает передачу и может закончиться голом в ворота атакующего - так сказать, "анти-бульдозер" слева. Можно и попробовать непериодическое движение центра вперед-назад, то перекрывая направление паса, то открывая его и провоцируя соперника попробовать выполнить "бульдозер". Конечно, такую защиту можно преодолеть - но риск получить гол в свои ворота, пожалуй, чрезмерен. Наиболее опасны для защищающегося, как ни странно, альтернативы "бульдозера" - пасы вперед: пройдя за спиной блокирующего центра такой пас может превратиться в "бульдозер", или обратное движение блокирующего центра назад может срезать шайбу в свои ворота.

Как видим, защита от "бульдозера" несложна и справа, и слева, и достаточно надежна - особенно если учесть заметную вероятность получить гол в ворота атакующего. Что же, правы те, кто говорят, что "бульдозер" вреден? ничуть.

Обратите внимание на зеленые пунктирные стрелки на рисунках 11 и 12. Демонстрируя сопернику желание выполнить "бульдозер", вы открываете себе передачи на крайних форвардов - соперник просто не в состоянии перекрыть все возможные направления атаки. "Бульдозер" оказывается не слишком эффективным атакующим приемом, учитывая легкость защиты от него, но зато прекрасным способом выхода из своей зоны в зону атаки. Именно с этой целью необходимо знать способы исполнения "бульдозеров": умение надежно выполнить "бульдозер" гарантирует вам несложный и эффективный выход из зоны.

Все написанное в этом подразделе, на самом деле, всего лишь иллюстрация в одному из важнейших понятий НХ: к "обязывающим вилкам". Обычные "вилки", которые мы обсуждали выше, состоят из равноправных элементов - каждый из них в равной мере опасен для ворот соперника. А вилка "бульдозер" - пас на фланг состоит из двух различных по существу элементов: "бульдозер" непосредственно угрожает воротам, а пас на фланг сам по себе неопасен. Более того, вероятность поразить ворота после исполнения "бульдозера" очень высока, так как шайба летит с очень большой скоростью. Ваш соперник просто обязан в первую очередь думать о том, чтобы "закрыть" "бульдозер", и только в десятую - о том, что вы можете сделать пас на фланг. Такая "обязывающая" вилка - по большому счету, никакая не вилка, вы просто вынуждаете соперника делать то, что вам нужно.

Есть и другие "обязывающие" вилки. Предположим, что вы умеете точно бросать правым крайним в дальний угол ворот; а еще этой фигурой вы умеете "поднимать" шайбу в ближнюю девятку. Такая пара элементов практически на 100% исключает активную защиту: фигура вратаря не в состоянии защитить весь створ ворот, необходимо хотя бы один из углов блокировать защитником. Альтернатива - пас на центра - оказывается менее опасной, чем прямые броски по воротам.

Пас на центра тоже может оказаться "обязывающим" зубцом вилки, если вы исполняете выходы с эффективностью более 50%. В этом случае "обязывающая" вилка исключает пассивную защиту соперника: хочешь-не хочешь, а блокировать пас на центра придется.

Перечислять все возможные "обязывающие" вилки долго, и не нужно: "обязывающим" может оказаться практически любой элемент, который вы с высокой вероятностью преобразуете в гол. Перечислим условия образования "обязывающей вилки": во-первых, наличие у вас грозного приема атаки ворот соперника; во-вторых, ваш соперник должен об этом знать:); и, в-третьих, альтернативный прием должен быть вам тоже хорошо знаком, и вам должно быть выгодно его исполнение. Условия выполнены? вперед, принуждать соперника!

Назад к Содержанию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: