Урок первый

Версия для печати

Всего уроков будет 16, и мы пройдем по всей технике настольного хоккея - от самых простых элементов до самых сложных. Некоторые элементы, которые мы будем проходить, станут основой вашей игры; другие будут использоваться в матчах очень редко; третьи и вовсе понадобятся только для того, чтобы лучше освоить первые и вторые. Тем не менее, я посоветовал бы не пропускать даже те элементы, которые помечены как необязательные: чем разнообразнее будут ваши тренировки, тем лучше будут развиты ваши руки, тем легче вам будет осваивать сложные приемы из конца этого учебника. Более того, хорошо развитые руки позволят вам импровизировать по ходу игры, изменять стиль, способ исполнения основных приемов, и даже придумывать новые элементы по ходу игры. Разнообразие - это сила!

Все уроки будут построены по одной схеме. Вначале - короткая "теория", затем набор новых элементов, и таблица, позволяющая контролировать свои успехи в тренировках. Набор элементов каждого урока будет включать передачу, бросок по воротам, финт и комбинацию; кроме того, иногда в набор элементов войдет упражнение по контролю шайбы.

Каждый предлагаемый элемент следует разучить до уверенного исполнения; каков же критерий "совершенства"? разумеется, математический: процент успешного выполнения элемента во время тренировки. Считать элемент освоенным можно, когда передача выполняется успешно в 90% случаев, бросок по воротам - в 80% попыток, финт - в 60% попыток, и комбинация - в 40%. "Освоенный", однако, еще не значит, что в дальнейшем его не нужно повторять; полностью готовыми можно считать только 95%-успешную передачу, 90%-ый бросок по воротам, 80%-ый финт и 70%-ую комбинацию. Если вы достигли этого уровня, можете смело заниматься другими элементами: отработанный до такого состояния прием уже не забудется даже через несколько лет.

Как подсчитывать проценты? способов столько же, сколько игроков; приведу простейшие.

  • игрок выполняет 10 попыток, подсчитывая количество успешных;
  • на поляне находятся пять (шесть, десять...) шайб, которыми игрок продолжает попытки выполнить прием до тех пор, пока все пять (шесть, десять...) шайб не окажутся в воротах;
  • на поляне находится пять (шесть, больше...) шайб, которыми игрок пытается выполнить прием. Если шайба после неудачного выполнения приема остается в досягаемости фигур игрока, он повторяет попытку; таким образом, попытки выполнить прием продолжаются до тех пор, пока все шайбы не окажутся в воротах или вне досягаемости фигур игрока.

Во всех случаях эффективность в процентах - это отношение количества успешных попыток к полному количеству попыток, умноженное на 100. Третий способ кажется мне наиболее эффективным, так как является наиболее приближенным к игровым ситуациям. Одновременно с разучиваемым приемом тренируется навык по доставке шайбы в нужное место на поляне из того места, куда шайба отскочила после неудачного исполнения приема; кроме того, игрок получает представление о том, куда уходит шайба при неудачном выполнении приема; о зонах досягаемости своих фигур; и о том, каким образом можно выбить шайбу, находящуюся на границе зоны контроля шайбы так, чтобы она попала в зону контроля своих фигур.

Прежде, чем начать проверку эффективности своих действий, хотя бы несколько раз выполните проверяемый прием, причем добейтесь хотя бы одного верного исполнения. Это особенно существенно, если вы проверяете эффективность действий без предварительной тренировки: вначале ваши руки должны "вспомнить" правильную технику исполнения приема.

Абсолютное большинство приемов НХ можно выполнять несколькими десятками разных способов: они различаются по месту, с которого начинается выполнение приема, по начальному расположению шайбы относительно фигуры (справа, слева, спереди, сзади), по направлению, в котором производится бросок (в ближний или дальний угол) или передача (вперед, назад, поперек поляны), по руке, которой выполняется прием... Для тренировки вам будут предлагаться наиболее часто встречающиеся сочетания, но советую вам самим придумывать другие варианты исполнения приема, и использовать их при тренировках. В конце концов, тем самым вы создадите свой собственный "стиль" игры, который наиболее удобен именно вам, и к которому непросто будет приноровиться сопернику.

В связи с этим многообразием для обозначения разных вариантов исполнения элемента мы будем использовать следующие сокращения:

  • "п" и "л" обозначают исполнение элемента п равой и л евой рукой, соответственно;
  • "П" и "Л" обозначают начальное положение шайбы с П рава и с Л ева от фигуры;
  • "С" и "З" обозначают начальное положение шайбы С переди и с З ади от фигуры;
  • "Б" и "Д" обозначают бросок в Б лижний и Д альний угол ворот;
  • ну и стандартные обозначения фигур на поляне:
    1. - вратарь
    2. - левый защитник
    3. - правый защитник
    4. - левый форвард
    5. - центрфорвард
    6. - правый форвард.

Обратите внимание на возможные положения рук на штырях: правая рука в игре никогда не контролирует левого крайнего ("4"), а левая рука - правого крайнего ("6"). Все остальные положения рук на штырях возможны, однако во время тренировок никогда не перекрещивайте руки (к примеру, если правая рука контролирует левого защитника "2", то левая рука может контролировать только левого крайнего "4" или вратаря "1", и никакую другую фигуру). Это очень важный момент - попытки "перекрестить" руки очень серьезно усложняют исполнение даже элементарных приемов, и исключают быструю реакцию на действия соперника.

Для большинства предлагаемых к разучиванию вариантов будут приведены рисунки, чтобы исключить недопонимание. На них сплошными линиями показаны передачи, броски и удары по воротам, пунктирными - ведение шайбы фигурой. Исходное или текущее положение шайбы показано черным цветом, промежуточное, возможное, или конечное - серым. Движения фигур без шайбы показано сплошными линиями другого цвета, чем движение шайбы.

При тренировке бросков по воротам не надо ставить себе чрезмерно сложные задачи. На первом этапе можно оставлять открытой половину ворот; добившись удовлетворительной точности, можно уменьшить открытую часть ворот до трети, а затем до ширины, превышающей диаметр шайбы на один-три миллиметра. Фигуру вратаря лучше размещать основанием к центру ворот: это, с одной стороны, соответствует обычной практике (вратарь прикрывает клюшкой угол ворот); с другой стороны, при попадании тяжелой шайбы в клюшку рычаг действующей на фигуру силы довольно велик, и она слегка "проминается", "продавливается". Таким образом, попав в клюшку, можно "продавить" шайбу в ворота; во время игры это полезно уметь, а во время тренировки эта особенность только мешает отработке точности. Таким образом, ограничивать открытую часть ворот лучше жестким, непроминаемым, основанием фигуры вратаря. Иногда - к примеру, при отработке броска в клюшку вратаря, - ворота полезнее закрывать дополнительно куском картона, в этом случае, кроме того, легче точно определить, насколько большой участок ворот открыт.

Напротив, помехи в виде других фигур должны присутствовать в наихудшем варианте (конечно, если это не исключает вовсе исполнение данного приема). Для каждого разучиваемого элемента, который может быть заблокирован полевыми фигурами соперника, я буду указывать "стандартное" положение мешающих фигур.

Еще раз напомню: разучивание любого приема (кроме, возможно, передач) должно начинаться с передачи - чтобы игрок привыкал к условиям реальной партии: шайба редко приходит сама в нужную точку поляны, ее туда надо доставить - или исполнять прием из той точки, в которой оказалась шайба.

Первый урок - это наиболее простые, и потому самые "базовые" элементы техники. Простота, однако, в них скорее кажущаяся. Дело в том, что они настолько часто встречаются в игре, что выполнять их необходимо не просто не раздумывая - они должны получаться сами, на уровне рефлексов, так, как человек передвигает ноги при ходьбе и беге. Поэтому эти, простейшие, элементы будет недостаточно "выучить" во время первых тренировок - их надо шлифовать постоянно, на протяжении всего курса. Проще всего это делать, включая простейшие элементы первого урока в "игровую" разминку перед вторым и последующими уроками, после разминки для рук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: