Занятие 1. Психические процессы, состояния и свойства
Предмет, задачи и основные принципы психологии
Психология — наука о психике — изучает, каким образом внешнее воздействие, т.е. отражаемое, переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности, она изучает общие закономерности взаимодействия человека со средой.
Общая психология в последнее время все более смыкается с социальной психологией, которая изучает закономерности психических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей.
Задачами научной психологии являются: познание закономерностей психической деятельности человека — закономерностей психического отражения и психической регуляции поведения в зависимости от условий среды и психической организации индивида, выявление условий оптимизации психической деятельности человека, условий формирования его социально значимых качеств.
Основные проблемы психологии:
§ возникновение и развитие психики; классификация психических явлений;
|
|
§ нейрофизиологические основы психической деятельности;
§ сознание человека как высшая форма психики; обусловленность психики человека социально историческими факторами; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека;
§ отражательно-регуляционная сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, взаимосвязь психических процессов, состояний и свойств личности;
§ структура психической деятельности человека;
§ индивидуально-психологические особенности личности;
§ психологические особенности поведения человека в социальной среде;
§ психология конкретных видов человеческой деятельности.
Основные методологические принципы психологии:
1) признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;
2) генетический подход к психическим явлениям, исследованиеих в развитии;
3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;
4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям. (Таков, например, фрейдизм — учение, абсолютизирующее подсознательную, инстинктивную сферу человека; экзистенциализм — учение, абсолютизирующее субъективность сознания человека, и др.).
Предмет юридической психологии и ее задачи
Потребность использования психологических знаний в различных областях практики вызвала развитие разнообразных прикладных отраслей психологии, каждая из которых изучает специфику проявления психических закономерностей в конкретных условиях деятельности.
|
|
К настоящему времени сформировались такие отрасли психологии, как педагогическая, медицинская, экономическая, политическая, военная, психология труда, управления, искусства, спорта и др.
Насущные задачи юридической деятельности обусловили формирование и юридической психологии.
Юридическая психология (от латинского "juris" — право) изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности. Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.
Задачи юридической психологии:
1) осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;
2) раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;
3) обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности — поведения человека;
4) раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
5) выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.
Практические работники системы правовой регуляции, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, имеют некоторые эмпирические представления о человеческой психологии. Однако бессистемные, эмпирические психологические представления недостаточны для квалифицированного анализа дефектов правосознания личности, психологических механизмов правозначимого поведения. В гражданско-правовой регуляции необходимы познания в области психологии договорных отношений.
Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, мотив, цель, личность преступника, и др.), и для решения отдельных юридических вопросов — назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления по ст.ст. 107 и 113 УК, реализация ст. 61 УК, требующих выявления состояния сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного.
Реализация многих норм уголовно-процессуального закона (учет умственной отсталости несовершеннолетних, способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и излагать события) требует также соответствующих психологических знаний, назначения судебно-психологической экспертизы.
В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. (Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.) В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение.
Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.
Как пограничная между психологией и правоведением наука юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной — она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии. Структура же юридической психологии, круг исследуемых ею проблем определяется логикой правового регулирования. Практические рекомендации юридической психологии строго соотносятся с нормами материального и процессуального права.