Деятельность, ее структура и волевая регуляция

Деятельность – это совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности.

Всякая деятельность состоит из сложных и простых действий. Действие – это относительно законченная часть деятельности, решающая промежуточную задачу. Простые действия имеют три структурных элемента: цель; исполнение действия; оценка его результатов. Эти действия не связаны со значительными волевыми усилиями (вы протянули руку и взяли карандаш).

Сложное действие имеет более сложную структуру. Оно состоит из ряда простых действий, которые играют роль операций. Первоначально операции формируются в качестве самостоятельного действия, но в результате многократного повторения, они становятся навыком. Навык – это частично автоматизированное действие. Частичная автоматизация действия-навыка состоит в уменьшении роли сознательной его регуляции. Действие на уровне навыка характеризуется свертыванием регулирующих компонентов – остается лишь осознание задачи действия и оценка его результатов, снимаются такие звенья как принятие решения и формирование программы (так, навык письма не требует обдумывания того, как совершить это действие). Действие на уровне навыка совершается быстро и точно.

Применение навыков в новых условиях является умением. В новых условиях человек начинает думать, как ему изменить действие в соответствии с этими условиями, начинает сознательно регулировать свои действия. При этом эти действия теряют такие качества, как связанность, отдельных элементов, быстроту выполнения и т.д.

Сформировавшиеся навыки оказывают положительное влияние на овладение новым действием – осуществляется перенос навыка. Например, навык езды на велосипеде содействует приобретению навыка вождения мотоцикла.

Интерференция навыков – это когда ранее выработанные навыки затрудняют выработку новых навыков (например, навык печатания на машинки одной системы затрудняет выработку навыка печатания на машинке другой системы).

В результате повторных действий наряду с навыками формируются и привычки. Привычки – это упростившиеся действия, выполнение которых становится потребностью (например, привычка мыть руки перед едой). Навыки и привычки являются простыми действиями.

Сложное волевое действие состоит из последовательного решения ряда частных функциональных промежуточных задач. Общая система этих функциональных задач, характерная для любого вида деятельности, и составляет структуру деятельности.

Этапы сложного волевого действия:

1) Осознание вариативных возможностей удовлетворения потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения). Потребность допускает вариативность возможностей ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей – это процесс формирования цели действия. Борьба мотивов представляет собой противоборство различных желаний. Желания различаются по их уровню, т.е. по их социальной значимости и эмоциональной силе. Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то никакой борьбы мотивов не происходит. Сомнения, колебания возникают при выборе одного из вариантов в ряду одинаково сильных желаний. Мотив не всегда является точным отражением в сознании того, что действительно побуждало человека к данному действию. Правильное осознание причин своих действий зависит от уровня умственного развития человека, от его установок, опыта, эмоционального состояния. Совершая действия под влиянием доминирующих установок, люди часто подбирают соответствующие мотивы под эти установки. Установки человека исключают противоречащие им мотивы. Таким образом, исходным фактором деятельности являются установки, жизненные позиции человека, на которых формируются соответствующие мотивы деятельности. Человек придерживается в своей деятельности определенной концепции, взглядов. Он может действовать наперекор требованиям окружающей среды и даже наперекор своим собственным текущим желаниям.

2) Принятие решения – это выбор из многочисленных возможных целей такой, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях. Основным моментом принятия решения является анализ ситуации, всесторонний учет исходных условий, оценка имеющихся данных и их сопоставление. Принимая решения, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях.

3) Осознание задач и выбор способов деятельности. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями – это осознание задач деятельности. Выбор способов действий связан с более или менее значительными волевыми усилиями, ибо одни способы могут быть более доступными, но противоречащими нравственным нормам, другие – социально одобренными, но лично неприемлемыми. Итак, соотнося цель деятельности с условиями, человек вновь принимает соответствующее решение о достижении цели совокупностью конкретных действий, а затем формирует программу этих действий.

4) Формирование программы – это создание ориентировочной основы действия. При выборе цели действия обычно намечаются средства ее достижения, после окончательного принятия решения о способах достижения цели в данных условиях формируется развернутая программа действия, внутренний план действия, его ориентировочная основа. Ориентировочной основой действия для человека являются знания, система представлений и понятий. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей он учитывает. Прежде чем осуществить физическое действие с материальным объектом, человек осуществляет эти действия в уме с идеальными образами вещей. Формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме данные условия в такую систему, которая необходима для достижения данной цели.

5) Исполнение действия и его текущая корректировка. Исполнение действия осуществляется определенным способом – системой операций обобщенных действий. У каждого человека вырабатываются стереотипные, привычные способы выполнения повседневных действий; характерный способ удерживания предметов (ручки, сигареты и т.п.), своеобразная манера использования вещей. На этой основе в ряде случаев осуществляется идентификация личности преступника. Физические действия – движения – имеют определенные механические характеристики: траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу. Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакции (от скорости ответного действия на внешний сигнал). Исполнение внешнего действия осуществляется системой движений. Эти движения постоянно контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств – сенсорный контроль. Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному, а иногда и слуховому контролю и внесению необходимых коррекций, поправочных движений. Реально получаемые результаты всех операций постоянно сопоставляются с ранее созданной динамической моделью действия. Неточные действия исправляются в результате анализа причин не достижения цели. При этом иногда может оказаться, что сама ориентировочная модель действия была сформирована ошибочно. Выполнение действия требует значительных волевых усилий. Выполнение действия – центральный элемент в структуре волевой регуляции деятельности. Именно здесь необходимы такие качества личности как целенаправленность, настойчивость, упорство и в то же время гибкость в отношении ранее сформированной программы.

6) Достижение результата деятельности и его итоговая оценка. Достижение результат действия – это самая существенная итоговая часть действия. Целесообразность поведения определяется, прежде всего, достижением результата. Фактическое выполнение действия, результат деятельности оценивается не формальным достижением цели, а тем, насколько этот результат удовлетворяет соответствующую потребность и соответствующие мотивы деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: