Система отношений личности

В системе отношений человека в социальной среде выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

1. Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальное качество личности и характера человека — его нравственность.

Нравственность — реализуемое в поведении индивида его моральное сознание, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. И. Кант, как известно, более всего удивлялся двум явлениям бытия — звездному небу над головой и нравственному закону внутри нас. Нравственность — свободное самопринуждение личности к социально адаптированному, социально ценному поведению.

По своей психологической сущности нравственность — система стереотипизированных форм поведения, основанная на понятиях добра и гуманизма. Нравственность личности — основной показатель ее социализированности, социальной самоидентификации.

Нравственное самоусовершенствование индивида — один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивида — это всегда духовное преодоление трудностей бытия.

Одним из высших проявлений человеческой духовности является сострадание к другим людям (альтруизм), готовность к самоограничению и даже самоотречению для блага других людей. Способность к самоподавлению эгоистических побуждений — одно из высших проявлений характера.

Социально ориентированное (просоциальное) поведение личности направлено на благополучие людей, оказание им бескорыстной помощи. В их поведении доминирует альтруистическая направленность. Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям — в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким людям. Поведение таких людей значительно превышает норму социальной ответственности. Эти люди — носители человеческой совести.

Многие люди не достигают высоких вершин альтруизма, но их поведение соответствует норме социальной самоидентификации — они отвечают добром на добро, высоко ценят обыденную людскую взаимопомощь, добросердечные взаимоотношения.

Противоположное альтруизму качество — агрессивность. В поведении асоциальных личностей мотивация агрессивности может устойчиво доминировать — они не упускают случая нанести окружающим людям моральный, материальный или физический ущерб. Свое самоутверждение они видят в причинении вреда другим людям. Первые проявления агрессивности возникают в условиях социальной бесконтрольности уже в детском возрасте. Дети испытывают повышенное влияние сильно действующих социокультурных образцов. Агрессивное поведение детей нередко даже поощряется малокультурными родителями, асоциальной средой. Агрессивность развивается и у тех, к кому часто применяются акты насилия, злобность, ненависть, жестокость, физические наказания. Агрессивное поседение, приводя к ситуативным успехам, самоподкрепляется. Индивид начинает признавать верховенство грубости, силы и насилия. Нередко первые поощрения агрессивности закрепляют агрессивный тип поведения, порождая впоследствии крушение личности.

Принятая индивидом система отношений к другим людям сводится к четырем основным стратегиям.

1) "Я хороший и все люди хорошие" — ценностно-ориентировочная схема, присущая социально адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях. Это высоко социализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характера, а следовательно, и поведения являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности. Поведение такой личности характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

2) "Я плохой, а все люди хорошие" — жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило,этолюди со слабым типом нервной деятельности.

3) "Я хороший, а все люди плохие" — схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам — таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.

4) "Я плохой и все люди плохие" — такова позиция неисправимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но в отличие от третьего жизненного сценария, данный жизненный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.

2. Отношение человека к самому себе связано сегосамоанализом, внутренним диалогом. У каждого человека имеется установка по ощущению к самому себе — "Я-концепция".

Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая различные альтернативы, составляя различные композиции возможных действий. Этот внутренний диалог — основной механизм саморегуляции. В этом диалоге человек смотрит на себя как бы со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.

Однако чем менее социализирован индивид, тем менее мучителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. И тогда индивид по существу перестает быть человеком. Отсутствие внутренней системы критических самооценок порождает нищету духа.

Но и у социализированной личности возникают проблемы в согласовании внутреннего и внешнего мира. В этих ситуациях и проявляется характер человека — его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.

3. Третья группа отношений личности — отношение к труду и другим видам деятельности, обусловливающее трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Сюда же относят склонности, призвание и талант как характериологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и др.

4. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе характериологических качеств криминогенны корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам "роскошной жизни".

...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: