Психотехника использования неречевых средств

Слово действует не только своим содержанием и смыслом, но и всем комплексом "обрамляющих" его неречевых средств. Психотехника использования невербальных средств сопровождения речи связана с их включением в разговор, что существенно усиливает силу слов, а игнорирование их может ослаблять и даже сводить действие слова на нет. Общее правило таково: говорить не только ушам, но и глазам слушающих.

Мимика. В широком смысле под мимикой понимаются выразительные движения мышц лица. В ней отражаются психическое состояние человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям и действиям. Говорят, что в голосе, глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, сколько и в его словах.

В профессиональной психотехнике мимика используется для усиления речевого высказывания, воздействия на собеседника, установления психологического контакта, формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре, маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему и даже для улучшения самочувствия. В ходе контактов представителя власти с гражданами при решении важных для них задач непроизвольно усиливается их наблюдение за его мимикой. Они пытаются понять не только текст, но и подтекст, за словами угадать скрытый, действительный смысл, уловить отношение говорящего к информации, событию, к ним самим, как бы "читают лицо". Умение контролировать свою мимику, владеть ею в интересах решения стоящей задачи — важное профессиональное умение работников органов правоохраны.

Следует взять за правило всегда владеть своей мимикой: продумывать, какая она должна быть, какая есть, соответствует ли ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие работники не задумываются над тем, какое у них выражение лица, не отдают себе отчета в этом. Полезно начать с того, чтобы дома несколько раз посмотреть в зеркало со специальной целью: определить, каким чаще всего бывает лицо. У некоторых оно бывает всегда угрюмое, озабоченное, недоброжелательное, отталкивающее, даже злое.

Правило продуманного выражения лица означает целесообразность намеренно управлять своей мимикой, придавать с ее помощью то выражение лицу, которое будет способствовать желательному восприятию вас, ваших мыслей и поступков собеседником. Чаще всего лицо работников органов правоохраны должно выражать спокойствие, самообладание, уверенность, доброжелательность.

Необходимо использовать все мимические средства для нужной выразительности лица. Это прежде всего выражение глаз, направление взгляда, особый рисунок носогубных складок, складок лба, общее положение головы (обычное, прямое положение, высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед со взглядом исподлобья), движения мышц лица (в том числе мышц век глаз и окружающих, которые в первую очередь определяют их выражение). Мимика многообразна и динамична и может отражать отношение говорящего к произносимым словам (их значимость для говорящего, вера в то, что он говорит, как понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.), психическое состояние говорящего (радость, удовлетворение, внимание, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.), отношение к собеседнику (безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.), отношение к самому себе и своим действиям (волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, недовольство собой, самодовольство, чванливость, подготовку к какому-то действию и пр.), некоторые качества (интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.).

Правило следить за выражением глаз имеет важнейшее значение при разговоре. Глаза справедливо называют "зеркалом души". В пьесе "Сонет Петрарки" советского драматурга Н. Погодина есть такая сцена: в квартире двое ведут речь об одном, хорошо знакомом им партийном работнике. Один дает ему такую оценку: "Он всегда произносит красивые партийные слова, но глаза у него при этом беспартийные". Работнику правоохранительных органов надо разговаривать со своим визави, как говорят, глаза в глаза, иметь контакт глазами и даже в уместных случаях просить его тоже смотреть в глаза и не отводить их. В большинстве профессий не должно быть раздвоения между содержанием речи и выражением глаз, мимикой, ибо одни и те же слова при разном выражении лица и глаз могут приобрести противоположный смысл. Можно говорить с серьезным лицом и смеяться только глазами. В профессии юриста бывают обстоятельства, когда глаза и вся мимика призваны маскировать его действительное состояние и отношение. Это требует артистизма и умения управлять собой.

Правило динамичности подкрепляет необходимость вести речь не с застывшим лицом, а варьируя его выражение, придавая то, которое отвечает требованиям события, момента, намеченной тактике разговора с собеседником. Это может быть и "каменное лицо", маска, скрывающая реальные состояние, намерения, но она не может быть одетой раз навсегда.

Пантомимика. К пантомимическим средствам относят жесты, позу, походку.

Можно разделить все жесты, используемые в деятельности работников правоохраны, на группы:

· жесты-иллюстраторы, подкрепляющие речевое сообщение, в том числе: указатели (палец, движение руки), пиктографы (картинное изображение формы и размеров предмета), идеографы (движения руками, моделирующие динамику какого-то события, например движения руки с ножом при ударе по телу), отмашки (движения, как бы отбивающие темп речи);

· жесты-омонимы — заменители слов "подойдите", "садитесь", "привет", "уходите", "уберите", "до свидания", "ура!", "подождите", "плохо", "не верю", "ужас!" и др.;

· жесты-команды. Эта разновидность жестов предусмотрена, например, для работы инспекторов дорожно-патрульной службы, при строевых построениях ("В шеренгу становись!", "В колонну становись!" и др.);

· жесты-аффекторы — движения, отражающие отношения к действиям и словам собеседника и возникшие эмоции: согласие, несогласие, протест, сопереживание, осуждение, предупреждение (движение указательным пальцем), внимание и др.;

· жесты-регуляторы — кивок головой, направление взгляда, целенаправленное движение руками, демонстрирующие намерения говорящего: предложение собеседнику помолчать, подождать, прервать свою речь, что-то дать или передать и др.

Есть ряд правил-рекомендаций по пользованию жестами:

- активно использовать возможности жестов при разговоре;

- не допускать бессмысленной жестикуляции — размахивания руками. Нелишне тут вспомнить совет ораторам, содержащийся в Духовном регламенте Петра I: "Не надобно шататься вельми, будто на судне веслом гребет; не надобно руками сплескивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться, не надо бы и рыдать: вся бо сия лишняя и неблагодарная суть и слушателей возмущает";

- избегать стереотипной жестикуляции — использования только одного-двух постоянно повторяющихся жестов (например "рубки воздуха", "указующего перста").

Поза чаще всего выражает умение человека держаться. Она оказывает психологическое влияние на собеседника и выдает отношение к нему, отношение к себе, уровень культурности и этичности, психическое состояние, намерение и др. Она сказывается и на восприятии слов, может соответствовать их реальному смыслу или противоречить ему: правильные и красивые слова могут восприниматься как лживые. Представим себе работника, сидящего небрежно и расслабленно развалясь в кресле, закинув ногу на ногу, с сигаретой в зубах, перекидываемой из одного уголка рта в другой, со скрещенными на груди руками. Что бы он не говорил пришедшему к нему гражданину о том, что он его уважает, сочувствует и внимательно разберется с заявлением, можно с уверенностью утверждать, что эти слова не будут восприняты как честные и искренние. В конечном счете урон будет нанесен не данному сотруднику, а пострадают авторитет власти, правоохранительного органа, вера гражданина в свою защищенность, справедливость. Потому разумно принимать ту позу, которая точно рассчитана на психологический эффект, соответствующий целям речи. В общем случае она призвана свидетельствовать о культуре, ответственности, требовательности к себе, уважительности к собеседнику, внимательности к его словам. Ее признаки: строгая прямая посадка, наклоненный чуть вперед корпус.

Походка. Походка может немало сказать о человеке и определенным образом характеризует его психологию. Достаточно четко различаются походки людей, уверенных в себе и неуверенных, обладающих большим самомнением и нетребовательностью, распущенных и расхлябанных, получивших хорошую школу в армии, находящихся в состоянии расслабленности и отдыхающих, взволнованных и озабоченных, настроенных решительно и трусливо, чего-то опасающихся и пытающихся обратить на себя внимание, готовящихся к какому-то действию и др. Особенности походки можно подметить, глядя на человека спереди, сбоку и даже сзади, издали и с небольшого расстояния. Даже не очень наблюдательный человек, заметив движущегося, например, на посту сотрудника милиции или приближающегося к нему, интуитивно угадывает некоторые его особенности и намерения.

Поэтому любому работнику органов правопорядка при выполнении профессиональных обязанностей следует стараться оценить роль своей походки в конкретной ситуации и избрать наиболее подходящую. Понимая психологическую значимость походки, необходимо постоянно и упорно отрабатывать нужную.

Естественно правило сотрудников органов милиции, военнослужащих внутренних войск ходить с соблюдением требований уставов, четким, твердым, уверенным шагом. Уверенность в походке желательна и работникам других органов правоохраны.

Внешний вид. Имеют значение внешние атрибуты, характеризующие принадлежность к правоохранительным органам. Это форменная одежда работников разных юридических органов, погоны, знаки отличия, специальные звания, присваиваемые работникам прокуратуры, милиции, внутренних войск, органов, исполняющих наказания. Символика, ритуальность имеют значение как для самих сотрудников, так и для граждан. Они обязывают профессиональных правозащитников быть опрятными, подтянутыми, сдержанными, вести себя с достоинством, постоянно чувствовать свою принадлежность к корпусу юристов, призванных стоять на страже законности и справедливости.

...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: