Лизинг в России

Развитие лизинга в нашей стране прошло три кратких этапа.

Первый – до конца 80-х гг. Лизинг использовался в очень ограниченных масштабах и только в сфере международной торговли. Предприятия не имели свободного выхода на внешний рынок, а значит, и иностранной валюты для оплаты импортного оборудования. Существовала государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями как одна из форм приобретения или реализации станков, оборудования, транспортных средств, вычислительной техники с использованием специальной формы кредита.

Второй этап продолжался немногим больше двух лет. Это была короткая "оттепель" в развитии лизинга в России. Она началась весной 1989 г., после того, как с 1 апреля этого года предприятия получили право выхода на внешний рынок, в связи с чем у многих из них появился источник иностранной валюты, а затем возможность приобретения ее на внутреннем рынке.

Новым импульсом к развитию лизинга явилось введение с 1 января 1991г. новых норм амортизационных отчислений, предусматривавших ускоренную амортизацию с целью более быстрого обновления основных фондов. Поэтому объем закупок оборудования всеми банками для сдачи в аренду возрос.

Однако робкие всходы лизингового бизнеса на ниве российского предпринимательства, не окрепнув, начали чахнуть. Начавшаяся в январе 1992г. "либерализация" цен и необузданная инфляция дестабилизировали всю финансовую и кредитно-денежную систему России. Разразился не только неслыханный спад производства, но и еще более глубокий инвестиционный кризис. Начался третий этап в развитии лизинга.

Многие только что возникшие лизинговые компании стали сворачивать свою деятельность, перешли на посредничество, торговлю, поскольку инвестиционные вложения в условиях гиперинфляции невыгодны. К тому же в российском хозяйственном законодательстве недостаточно разработаны правовые аспекты лизинговых услуг, отсутствуют целевые налоговые льготы, а это не может не выхолащивать эффективность лизинга, неизбежно сводит лизинговые операции к обычной аренде.

Поэтому полнокровное развитие лизинга как эффективного инструмента ускорения научно-технического прогресса возможно только на фоне общего выздоровления всего хозяйственного организма. А соответствующие государственные органы должны уделить этому новому хозяйственному инструменту больше внимания.

Необходимо усилить налоговые льготы прежде всего через ускоренную амортизацию по лизинговым поставкам оборудования. Государство должно содействовать созданию крупных лизинговых компаний, особенно для поставок оборудования малому и среднему бизнесу, которые выступили бы генеральным арендаторами и вели все расчеты как с отечественными, так и с зарубежными поставщиками, и на правах субаренды сдавали бы оборудование в пользование мелким и средним предприятиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: