Вопрос 5. Меры пресечения в уголовном процессе. Основания и порядок применения мер присечения. Виды мер пресечения

Меры процессуального принуждения применяются в качестве способов воздействия на поведение участвующих в уголовном деле лиц. Полностью дать исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения очень сложно, но возможно вывести их основные признаки:

- это всегда меры государственного принуждения;

- принуждение всегда осуществляется в рамках возбужденного уголовного дела;

- оно применяется только субъектами уголовного процесса, входящими в первую группу;

- применяются в отношении лиц, которые могут создать препятствия для нормального хода уголовного судопроизводства;

- цели мер процессуального принуждения вытекают из общих задач уголовного процесса;

- меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом;

- имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в той или иной степени прав и свобод граждан.

- Обычно меры процессуального принуждения делят на две большие группы:

- меры пресечения;

- иные меры процессуального принуждения.

Меры пресечения четко сформулированы в главе шестой УПК. Основы применения мер пресечения даны в Конституции РФ (ст. 22, 25).

Признаки мер пресечения:

- носят превентивный характер;

- применяются только к обвиняемому или подозреваемому;

- носят длящийся характер;

- ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность;

- дают возможность производства предварительного следствия и судебного разбирательства в нормальном порядке, без воздействия со стороны неуполномоченных лиц.

Меры пресечения – это установленные законом меры государственного принуждения, с помощью которых путем ограничения личных прав и свобод обвиняемого и подозреваемого, получения имущественных гарантий, личного или общественного поручительства, а также наблюдения со стороны ответственных лиц устраняется возможность привлекаемого лица скрыться от предварительного расследования и суда, отлучаться без разрешения с места жительства или временного нахождения, пресекается, нейтрализуется и устраняется неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению истины по делу, а также создается возможность исполнения приговора.

Вопрос о виновности при применении мер пресечения не решается. Эти меры носят предварительный характер. Система мер пресечения включает и более жесткие, и менее строгие меры, что дает возможность применять их индивидуально.

При выборе меры пресечения учитываются следующие обстоятельства:

- тяжесть совершенного преступления;

- юридическая квалификация обвинения;

- род занятий обвиняемого;

- возраст обвиняемого;

- состояние здоровья обвиняемого;

- семейное положение обвиняемого;

- другие обстоятельства, имеющие отношение к преступлению и лицу, привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств).

Основания применения мер пресечения – это достаточные доказательства, подтверждающие вывод о том, что:

- имело место преступление, за которое может быть назначено наказание, предусмотренное УК РФ;

- установлено лицо, в отношение которого выдвинуто обвинение в совершении данного преступления;

- обвиняемый подозреваемый может скрыться от следствия или суда, воспротивиться действиям по установлению истины или продолжить преступную деятельность;

- применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.

Применение мер пресечения является правом, а не обязанностью органа дознания, следователя, прокурора или суда. О применении меры пресечения выносится мотивированное постановление, а в ряде случаев получается санкция прокурора. О применении меры пресечения суд выносит определение, санкция прокурора в данном случае не требуется. В случае отпадения необходимости применения меры пресечения она может быть изменена или отменена.

Подписка о невыезде – отобрание у обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного пребывания без разрешения органа дознания, следователя, прокурора или суда. Оформляется, во-первых, мотивированным постановлением (санкция прокурора не требуется) и, во-вторых, письменным обязательством.

Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверие лицами в количестве не менее двух письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку по вызову обвиняемого подозреваемого. В случае нарушения условий данной меры поручители могут быть подвергнуты судебному штрафу в размере до 1 МРОТ.

Поручительство общественной организации представляет собой выдачу ею письменного обязательства о том, что это организация ручается за надлежащее поведение подозреваемого обвиняемого и явку его по вызову. Оформляется постановление следователя и протоколом общего собрания данной организации.

Заключение под стражу (арест) – это лишение свободы обвиняемого подозреваемого в условиях строгой изоляции на период предварительного расследования и суда. Данная мера пресечения оформляется мотивированным постановлением органа дознания или следователя, санкционированным прокурором, если она применяется судом – мотивированным постановлением судьи или определением суда.

Обязательным условием рассматриваемой меры пресечения является то, что она может применяться только к лицам, обвиняемым подозреваемым в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Нормы ст. 22 Конституции РФ о том, что заключение под стражу производится только по судебному решению носят перспективный характер и не вступили в законную силу. Право давать санкцию на заключение под стражу предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, Главному военному прокурору и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и к ним приравненным и их заместителям, прокурорам районов, городов и к ним приравненным.

Срок содержания под стражей ограничен 2 месяцами, но прокурор района по мотивированному постановлению следователя может продлить этот срок до 3 месяцев, прокурор субъекта РФ – до 6 месяцев, Главный военный прокурор и заместители Генерального прокурора – до 12 месяцев, Генеральный прокурор – до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей не производится за исключением случаев, когда это необходимо для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела. В этом случае срок может быть продлен судьей суда субъекта РФ еще на 6 месяцев.

Срок содержания под стражей подсудимого не ограничен законом!

Ст. 2201 и 2202 УПК предусматривают возможность судебной проверки законности и обоснованности содержания под стражей.

При истечении срока содержания под стражей и отсутствии документов о его продлении начальник следственного изолятора вправе своим постановлением освободить обвиняемого из-под стражи.

Залог заключается в том, что в обеспечение явки обвиняемого или подозреваемого эти лица или в их интересах любые другие лица или организации вносят в депозит суда определенную сумму денег или ценностей. Эта мера пресечения также как и заключение под стражу применяется с санкции прокурора. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. Сумма определяется по конкретным условиям дела. В случае нарушений условий залога его сумма обращается в доход государства, а к обвиняемому применяется заключение под стражу.

Наблюдение командования воинской части. Спецификой данной меры пресечения является то, что она применяется только к военнослужащим, обвиняемым подозреваемым в совершении преступления. Наблюдение военного командования состоит в применении к обвиняемому подозреваемому мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для обеспечения его надлежащего поведения и явки по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда. Командованию воинской части сообщается о существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения за обвиняемым подозреваемым командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.

Военнослужащие лишаются права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, не направляются в отпуск или командировку.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр или под надзор также является специфической мерой пресечения, так как применяется только к обвиняемым подозреваемым, являющимся несовершеннолетними. Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекуна, попечителя или администрации закрытого детского учреждения состоит в принятии кем-либо из этих лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд, а также его надлежащем поведении. Указанные лица предупреждаются о характере преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности.

Вопрос 6. Возбуждение уголовного дела. Сущность и значение стадий возбуждения уголовного дела. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Обстоятельства, исключающие производство по делу.

Стадия возбуждения уголовного дела – это первоначальная самостоятельная стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении компетентным государственным органом или должностным лицом необходимых условий для законного и обоснованного начала производства по уголовному делу.

Понятие «возбуждение уголовного дела» понимается в трех различных аспектах:

· как уголовно-процессуальный институт, нормы которого определяют условия, порядок и иные обстоятельства возникновения уголовного дела (ст. 108–116 УПК);

· как первая стадия уголовного процесса, состоящая из действий и отношений, которые имеют место при принятии, рассмотрении и разрешении первичных сведений о преступлении;

· как отдельный процессуальный акт, выражающийся в вынесении компетентным государственным органом или должностным лицом решения о том, что по данному деянию начинается производство в порядке уголовного процесса.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что органы предварительного расследования, прокурор и судья принимают первичную информацию о любом совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении, проводят всестороннюю проверку содержания информации, оценивают ее и принимают, руководствуясь законом и своим внутренним убеждением, одно из следующих решений:

- о возбуждении уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела;

- о передаче материалов без возбуждения уголовного дела по подследственности или по подсудности.

Стадия возбуждения уголовного дела включает в себя следующие этапы:

1) Получение государственным органом или должностным лицом первичной информации о преступлении.

2) Принятие мер к предотвращению или пресечению преступления, а также к закреплению его следов.

3) Рассмотрение вопроса о наличии оснований для передачи материалов другому органу или должностному лицу.

4) Рассмотрение первичной информации по существу, истребование в случае необходимости дополнительных материалов, получение объяснений, выполнение проверочных действий без производства следственных действий за исключением осмотра места происшествия.

5) Принятие решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом, уведомление заявителя или должностного лица, сообщившего о преступлении.

6) Направление уголовного дела после его возбуждения:

- передача следователю или дознавателю для производства расследования;

- принятие к своему производству;

- создание следственной группы по возбужденному уголовному делу.

Правом возбуждать уголовные дела обладают:

- прокурор; Никакие другие органы и лица не имеют права возбуждать уголовные дела!
- следователь;
- орган дознания;
- судья.

1. Прокурор вправе возбудить уголовное дело по любому преступлению независимо от его подследственности. Прокурор вправе определить подследственность уголовного дела, минуя правила о подследственности.

2. Следователь вправе самостоятельно и независимо возбуждать уголовные дела в рамках, отведенных ему правилами о подследственности (ст.ст. 125, 126 УПК).

3. Орган дознания возбуждает уголовные дела только в рамках своей компетенции, предусмотренной ст. 117 УПК. В том случае, если закон предусматривает обязательность предварительного следствия по данному делу, по окончании дознания оно передается соответствующему следователю. Если предварительное следствие не обязательно – орган дознания полностью проводит предварительное расследование. Возбуждение уголовного дела – это прерогатива именно органа дознания, но не лица, производящего дознание!

4. До 14.01.2000 г. обширными полномочиями по возбуждению уголовных дел обладал суд. Он мог возбудить уголовное дело, выявив признаки преступления при судебном рассмотрении другого дела. В связи с тем, что суду не принадлежит функция обвинения, а характерной является функция разрешения дела, Конституционный Суд РФ своим постановлением по жалобе гражданки Смирновой и обращению Верховного Суда РФ признал неконституционным возбуждение судом уголовных дел во всех случаях, кроме дел частного обвинения. Поскольку дела частного обвинения рассматриваются судьей единолично, то следует признать, что суд как коллегиальный орган правом возбуждать уголовные дела не наделен.

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается предусмотренный уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и лица получают сведения о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Поводы к возбуждению уголовного дела должны удовлетворять следующим требованиям:

- источник информации должен быть известен и может быть проверен;

- оформление повода должно соответствовать закону;

- повод должен содержать в себе сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Часть 1 ст. 108 УПК содержит перечень поводов к возбуждению уголовного дела:

- заявления и письма граждан;

- сообщения профсоюзных и иных общественных организаций;

- сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц;

- статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;

- явка с повинной;

- непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.

Основание для возбуждения уголовного дела – это те фактические данные, которые указывают на наличие признаков преступления и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Основание для возбуждения уголовного дела представляет собой единство доказательственных данных о том, что:

- само деяние, о котором поступило заявление или сообщение, имело место в действительности;

- это деяние содержит признаки состава преступления, т.е. предусмотрено уголовным законом в качестве такового.

Полного знания о преступлении при возбуждении уголовного дела не требуется.

Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, исчерпывающе перечислены в ч. 1 ст. 5 УПК. При выявлении этих обстоятельств в возбуждении уголовного дела должно быть отказано, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению.

1) Отсутствие события преступления означает, что действия (бездействие), о которых идет речь в представленных материалах не имели место в действительности.

2) Отсутствие в деянии состава преступления может иметь место в том случае, если определенное событие (действие или бездействие) имело место в действительности, но не содержит признаков, образующих состав какого-либо преступления.

3) Истечение сроков давности, определенных ст. 78 УК РФ.

4) Вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное преступление, а также ввиду помилования отдельных лиц.

5) Недостижение лицом к моменту совершения общественно опасного деяния возраста привлечения к уголовной ответственности, определенного ст. 20 УК РФ.

6) Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 27 УПК (если преступление имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния или зависимости от лица, совершившего преступление, не в состоянии защищать свои права и законные интересы).

7) Отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе, кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 27 УПК.

8) Смерть лица, совершившего преступление, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам.

9) В отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению, либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию (ст. 50 Конституции РФ гласит: "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

10) Наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению (окончание данной правовой нормы признано неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. № 1-П и применению не подлежит!).

11) Отказ священнослужителя от дачи показаний по обстоятельствам, ставшим ему известными из исповеди, поскольку тайна исповеди охраняется законом.

В соответствие со ст. 109 УПК, решение в стадии возбуждения уголовного дела должно быть принято не позднее трех суток со дня получения первичной информации о преступлении, т.е. повода к возбуждению уголовного дела. В случаях, требующих дополнительной проверки этот срок не может быть более десяти суток.

В ряде случаев при получении первичной информации фактических данных, т.е. оснований для возбуждения уголовного дела, бывает недостаточно. В этих случаях проводится так называемая доследственная проверка, или проверка в соответствие со ст. 109 УПК.

Доследственная проверка может иметь следующую форму:

- прокурорская проверка;

- административное расследование (следователь, оперативный уполномоченный, инспектор пожарного надзора и т.д.);

- служебное разбирательство (например, командир войсковой части, начальник ОВД и др.);

- оперативная проверка.

В ходе доследственной проверки могут проводиться организационные действия и мероприятия, направленные на получение фактических данных об исследуемом событии. Следственные действий за исключением осмотра места происшествия при этом проводиться не могут!

В ходе доследственной проверки проводятся:

- получение объяснений (нет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, нельзя применять меры процессуального принуждения);

- истребование материалов;

- осмотр места происшествия (в случаях не терпящих отлагательства);

- ревизия;

- документальная проверка;

- административное изъятие предметов и документов;

- гласные оперативно-розыскные мероприятия;

- судебно-медицинское освидетельствование;

- исследование веществ и объектов;административный досмотр;

Вводная часть 1. Наименование.
2. Число, месяц и год вынесения постановления.
3. Место возбуждения уголовного дела (населенный пункт).
4. Кем вынесено постановление (полное наименование должности, классный чин, специальное или воинское звание, Фамилия И.О.).
5. Наименование материалов, по которым возбуждается уголовное дело с обязательным указанием повода.
УСТАНОВИЛ:
Описательная часть Краткая фабула содеянного, из которой следует наличие оснований для возбуждения уголовного дела.
Юридическая квалификация деяния, т.е. название преступления и указание пункта, части и номера статьи Уголовного кодекса РФ.
Ссылка на статьи УПК, регламентирующие порядок возбуждения уголовного дела в данном случае.
ПОСТАНОВИЛ:
Резолютивная часть Решение о возбуждении уголовного дела по конкретной норме Уголовного кодекса РФ либо в отношении конкретного лица, если оно известно на момент возбуждения уголовного дела.
Решение о дальнейшей судьбе возбужденного уголовного дела (принять к своему производству, направить по подследственности или по подсудности).
Решение о направлении копии постановления о возбуждении уголовного дела надзирающему прокурору.
Уведомление заявителя или других заинтересованных лиц о возбуждении уголовного дела.
Наименование должности, Фамилия и подпись лица, составившего постановление.

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление аналогичной структуры.

В случае передачи материалов без возбуждения уголовного дела по подследственности составляется сопроводительное письмо адресату, копия которого направляется заявителю или иному заинтересованному лицу, а вторая копия подшивается в наряд с перепиской органа, принявшего заявление.

В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов органами и лицами, уполномоченными возбуждать уголовные дела. В частности, он обязан надзирать за соблюдением этими лицами и органами требований ст. 109 УПК, пресекая отказы под какими-либо предлогами в приеме заявлений, несвоевременную их регистрацию, а также случаи неосновательно проведенных предварительных проверок или применения при их поведении не предусмотренных законом способов.

Прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах предварительного расследования исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных, совершаемых или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).

Основными актами прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела являются:

- постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

- постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела;

- письменные указания о проведении конкретных проверочных действий по заявлению (сообщению) о преступлении, по которому орган предварительного расследования проводит проверку в порядке ст. 109 УПК.





Подборка статей по вашей теме: