Толерантность - (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности
Два аспекта толерантности:
1)внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;
2)внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) — способность к принятию адекватного решения по проблеме с учетом логически предполагаемого результата.
Компоненты:
- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию.
|
|
Основная цель воспитания:
1)содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
2)способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Педагогические принципы:
Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.
Формула воспитания культуры толерантности
Семья + дети + учитель
Правила поведения толерантного учителя:
- Воспитывать с любовью и во имя любви
- Воспитывать в духе мира
- Быть примером для детей и общества
- Избегать жестких иерархических отношений
- Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения
- Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого
- Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе
- Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности
- Быть справедливым
- Уметь слушать
Толерантные установки в межличностных и социальных отношениях.
1)воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества, от уровня местных общин до регионального и общенационального;
2)воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине - России на основе знания ее исторического прошлого и культуры;
|
|
3)воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан в области отношения к религии, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;
4)развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры;
5)развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;
6)семейное воспитание - выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни;
7)половое воспитание на основе выработки целомудренного и ответственного поведения в области отношений с противоположным полом, знания и уважения народных традиций сексуальных отношений, в том числе религиозно обоснованных;
8)актуализация мировоззренческих позиций у школьников, направленность личностного развития на высокие духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, цинизма, асоциальности и приспособленчества [там же].