Социальная форма материи

Самая сложная.

Происхождение человека в ходе биологической эволюции. Вопрос: как? 2 лагеря: 1) полагают, что человк возникает случайно. 2) закономерное появление человека

Случайное происхождение: по Дарвину всякий новый вид образуется случайно. Статистические вероятности появления человека практически равны 0 => случайно. Возникает парадокс случайного человека. 2 плана: гносеологический (поянтийный), онтологический. Гносеологический план: чесли человек случаен, тогда он не может задумываться о собственной случайности. Чтобы нечто определить, нужно его от чего-то оличить. В отрыва от необходмости нельзя определить случайность. Онтологический план: если человек случаен, стало быть, он находится в случайном отношении к миру, он не может существовать по законам этого мира, стало быть не может существовать в целом в этом мире.

Сама жизнь человека показывает, что человек возникает не случайно, а в силу какой-то закономерности, причины появления делят на группы: - общие, - особенные, - единичные.

Общие: направленность материальной эволюции в целом. Материальный мир постепенно усложняется, простые формы порождают более сложные. В основании развития любой формы материи обнаруживаются противоречия, которые наразрешимы в рамках каждой из этих форм. - Антропный принцип (сначала в физике). - учитывает чел.

Особенные: связаны с отдельнами формами материи, с биологической формой. Самосохранение и адаптация тупиковый способ развития. Выход — создание новых условий; но это не биологическое свойство, а социальное. Преобразовательная, практическая (трудовая) деятельность. Единичные: локальные условия, споры об революции в цепочке видов.

Сущность человека:

2 точки зрения:

- идеалистическая концепция сущнисти человека — человек — духовно-природное существо. Или мыслящее животное, собственно человек в котором сознание... Все матери альное в человеке сводится к биологической реальности.

- Материалистический взгляд: человек социально-материальное существо (более сложное чем надбиологическое), сущностью которого является производство (развитие) собй жизни посредством преобразования природы.

Концепция мирового процессы придерживается материального взгляда. Человек — существо производящее, человек может быть описан в отношении к миру, к себе, к обществу.

В отношении к миру человеческая сущность проявляется универсально — социальная, материальная сущность, так как все уровни материальной организации представлены в нем в обесцененном специфическом виде. Вследствие чего человек вступаетв универсальное практическое отношение к миру, способен этот мир познать. Человек — практическое существо. Человек — некий микрокосм. Человек — социалное, материальное, родовое существо,в том смысле, что все признаки человеческого рода присущее отдельному индивиду. Открытие это сделал Кант, потом — Фихте, Гегель (немецкая классическая филососфия). Человек — микро, социокосм.

Человек способен познавать человеческий род. В отношении к самому себе. Человек — социальное, матереальное, индивидуальное существо: все признаки мира и человечества в каждом индвиде, в специфической уникальной форме. Может вступать в практическое отношение к себе, познавать себя. Человек — универсальное, родовое, индивидуальное существо.

Сущность человека проявляется в системе сущностных свойств. Представление о двухуровневой структуре сущностных сил человека. 1) актуальный уровень. Труд. Мышление, Общение 2) потенциальный уровень (возможностный) способности и потребности человека.

К обоим уровням момжно отнести индивидуальность, коллективность, свободу, ответственность.

Способ развития — социальная и матеиральная активность, другими словами — практика (трудовая деятельность — способ саморазвития человека).

Человекразвивается в силу противоречий:

1 между способностями к труду и потребностями в труде

2 между трудом и мышлением

3 трудом и техникой

4 мышлением и общением

Противоречия между родовой и индувидуальной сущностью человека Противоречие способности и потребности проявляется в противоречии производства и потребления, производства и производственных отношений, производства труда и мышления.

Каковы перспективы человеческого существования социальной формы материи? По логике развития (форм материи мира) должна возникнуть постсоциальная форма. Должно быть непреодолимое противоречие. Можно ли обнаружить порог развития? Преобразуя бесконечный мир, человек открывает неограниченную перспективу. Нет порога развития так ак мир бесконечен, а способ развития человеческое преобразование

Человек бесконечен так как он бесконечно преобразует бесконечную природу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: