Чувственное познание и его формы

Чувственное познание – отображение внешних сторон действительности, или явления. Поскольку не все явления отображаются в чувствах, доступные последним явления можно назвать чувственными явлениями.

Таким образом, предметом и содержанием чувственного познания выступает явление. Явления несут в себе сущности вещей, ибо сущности существуют в явлениях, а не за явлениями. Это означает, что чувственное познание имеет сложный, двухъярусный характер. Отображая явления, чувственное познание тем самым отображает и заложенную в явлениях сущность. Оно имеет, следовательно, два уровня: непосредственно осознаваемых сторон явления как такового и скрыто, имплицитно отображаемой сущности. Чувственное познание противоречиво: оно есть единство непосредственно осознаваемого (явления) и неосознаваемого, имплицитного (сущности).

Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущениеотражение отдельных внешних свойств вещи, которые осознаются нами в виде цветов, запахов, вкусов. Анатомо-физиологической основой ощущений выступают анализаторы – нервные структуры, состоящие из рецепторов (нервных окончаний в органах чувств), проводящих афферентных (или центростремительных) нервных путей, нервного центра (центральной нервной системы). Психические образы возникают в высших отделах центральной нервной системы (ЦНС) – больших полушариях головного мозга и ближайшей подкорке.

В познании внешнего мира принимают участие семь органов чувств (а не пять, как принято считать). Кроме зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания важную роль в познании внешнего мира играют ощущения двигательного и вестибулярного анализаторов.

Ощущение – простейший познавательный аналитико-синтетический акт. Отражая отдельные внешние признаки вещей, ощущения тем самым производят анализ действительности, определяемый как природой материального объекта, так и закрепленной в структуре и функциях анализаторов биологической эволюцией и практической деятельностью. Вместе с тем, определяя, идентифицируя какие-либо свойства предмета, ощущение производит синтез, отождествление внешнего воздействия с определенным классом внешних воздействий (зрительных, слуховых и т. д.).

Психофизиологический парадокс. Психофизиологический парадокс представляет собой разновидность парадокса развития. Из психофизиологии известно, что роль рецепторов состоит в том, чтобы превращать качественно разнородные внешние воздействия в качественно однородный нервный процесс, который передается далее по проводящим путям в ЦНС и на высших ее этажах порождает психический образ внешнего предмета, его качества. Согласно важнейшей аксиоме нейрофизиологии нервный процесс во всех частях нервно системы качественно однороден, ибо иначе нервная система, обладающая структурным единством, не обладала бы функциональным единством. Это ставит перед неразрешимой пока загадкой: каким образом качественно однородный в различных частях нервной системы физиологический процесс может порождать качественно разнородные психические образы?

В советской философской науке предложена попытка решения психофизиологического парадокса с помощью понятий кодирования-декодирования. Качество внешнего агента кодируется на «входе» нервной системы и декодируется на «выходе», в ЦНС. Однако действительная теоретическая суть парадокса ускользает. Дело в том, что процесс кодирования – декодирования предполагает уже наличие кода, или ключа к коду. Возникает вопрос: кто вложил код в человеческий мозг?

Восприятие – это более сложная форма чувственного познания, которая представляет собой отображение предметов или предметных ситуаций как целых. Восприятие включает в себя целостную совокупность ощущений и некоторый существенный несводимы к ним целостный момент отображения (апперцепцию). В силу целостности восприятия в сферу непосредственного осознания входят такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего – предметность, целостность, пространственные и временные характеристики вещей, движение. На уровне восприятия возникает такое свойство психики как объективация воспринимаемого, благодаря которой вещи воспринимаются нами как существующие вне нашего сознания. На уровне восприятия мир представляет перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир. Отображаемые ощущениями признаки осознаются уже как признаки вне нас находящихся вещей. Восприятие всегда есть «моментальный снимок» действительности, поскольку существует только при непосредственно действии предмета на органы чувств и исчезает, когда это действие прекращается. Поэтому оно ситуативно, не схватывает общих сторон вещей. Восприятие содержит в себе противоречие между осознанным конкретным единичным предметом или ситуацией и неосознанным общими, устойчивыми, длящимися за пределами наличной ситуации сторонами действительности.

Представлениеобраз предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств. Оно возникает на достаточно высоком уровне развития жизни. Важнейшими особенностями представления являются независимость от непосредственного воздействия вещи на органы чувств и обобщенность. На уровне представления впервые возникает способность обобщения, отображения общих признаков вещей. Представление преодолевает ограниченность восприятия. Однако общее, доступное представлению – это внешнее, чувственно общее. Общее в представлениях имеет наглядный, непосредственный, чувственный характер. Поэтому обобщение на уровне представлений ограничено рамками явления. Так возникает способность воображения, включая мысленное творчество образов несуществующих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: