Тема 2: Правовая основа регулирования биржевой деятельности

Отношения биржи и государства в разных странах строились по-разному. В континентальной Европе биржи с самого начала находились под контролем государства, определявшего всю их деятельность при чрезмерной спекуляции и манипуляции ценами правительства ряда стран просто закрывали Товарные фьючерсные биржи. Так было в Германии в 18% г. и в Австрии в 1903 г., когда была запрещена фьючерсная торговля зерновыми и маслосеменами (но продолжали заключаться сделки на биржах сахара, кофе, хлопка, цветных металлов), в Индии, где в 60-е годы были закрыты биржи хлопка, джуга, масла и маслосемян. Закрывались биржи и в ряде других стран.
В настоящее время законодательство большинства стран содержит наиболее общие положения, регулирующие деятельность бирж.

Наиболее разработанная система регулирования биржевых операций сложилась к настоящему моменту в США. Поэтому и рассмотрим ее в качестве примера.
Регулирование фьючерсной торговли в США осуществляют Комиссия по товарной фьючерсной Торговле (КТФТ) и сами фьючерсные биржи. Основной подход к регулированию фьючерсной торговли можно определить как контролируемое самоуправление. Хотя КТФТ и имеет высшую власть в области фьючерсной торговли в США, но на практике она перекладывает на участников фьючерсной торговли обязанность разработки и внедрения эффективных мер по предотвращению манипулирования рынком. Сама же КТФТ постоянно ведет наблюдение за этим процессом самоуправления.
Теория и практика современного регулирования фьючерсной торговли в США будут более понятны, если познакомиться с историческим опытом развития фьючерсных рынков США и их регулирования.

В течение полувека после появления фьючерсные рынки в США не имели федерального законодательства, и каждая биржа устанавливала свои правила. После Гражданской войны (1861—1865 гг.) наступил период падения цен на сырьевые товары, в котором производители обвинили спекулянтов и фьючерсные рынки. В некоторых штатах были приняты законы, запрещающие полностью фьючерсную торговлю.

Иллинойс был среди штатов, которые ввели такой закон. Закон Иллинойса, принятый в 1867 г., запрещал продажу на срок товара, который не был в наличии у продавца. В основном закон не применялся, однако в 1867 г. были арестованы семь членов Чикагской торговой биржи за сделку по продаже на срок. Хотя они были почти сразу же освобождены, инцидент вызвал волнение на бирже. На следующий год закон был отменен. В период до Первой мировой войны между правительством и фьючерсными рынками действовало перемирие, все попытки ввести регулирование этих рынков проваливались. Первым таким шагом стал в 1916 г. закон о фьючерсной торговле хлопком[4,c.82]. В 1921 г. был разработан и принят закон о фьючерсной торговле, однако вскоре он был признан неконституционным. Текст закона был переработан и принят под названием закона о зерновой фьючерсной торговле в 1922 г. Закон впервые содержал определение контрактного рынка (официальное обозначение фьючерсной биржи) и учредил администрацию по зерновым фьючерсным контрактам в рамках департамента по сельскому хозяйству. Этот закон регулировал торговлю на Чикагской торговой бирже и девяти других зерновых биржах, существовавших в то время. Администрация получила право вести наблюдение за торговлей, собирать данные об активности рынка и проверять книги и счета членов биржи.

В последующее десятилетие Конгресс США вводил различные изменения в этот закон, однако лишь кризис 1929 г. и депрессия 30-х годов привели к его пересмотру. Принятый в 1936 г. закон о товарныхбиржах распространил регулирование на прочиефьючерсные рынки и ввел новые понятия. Так, в этом законе предусматривалась возможность установления лимитов позиций по спекулятивным операциям. Он также требовал регистрации брокеров и комиссионных купцов.Закон 1936 г. запрещал торговлю опционами на фьючерсные контракты, этот запрет сохранялся до 1982 г.

Закон 1936 г. предусматривал создание Комиссии по товарным баржам. В 1947 г. она была переименована в Администрацию по товарным биржам. Со временем выявились два недостатка этой организации: ее власть не распространялась на весь спектр фьючерсной торговли, поскольку она занималась в основном сельскохозяйственными товарами, и ее полномочия не соответствовали периоду бурного развития фьючерсного рынка в 70-е годы.
В 1974 г. был принят Закон о Комиссии по товарной фьючерсной торговле, который создал новый орган регулирования — Комитет на товарной фьючерсной торговле КТФТ.

КТФТ является независимым регулирующим органом, назначаемым и подчиняющимся Конгрессу. Комиссия состоит из пяти членов, каждый назначается Президентом США и утверждается Конгрессом на пятилетний период. Основная задача КТФТ — предупреждение манипулирования рынком, защита клиентов и обеспечение выполнения фьючерсными рынками функции переноса риска и выявления цены.

Регулирование фьючерсных бирж

По закону фьючерсные контракты могут заключаться только на фьючерсных биржах, а КТФТ — единственный орган, обладающий правом регистрации фьючерсных бирж (или контрактных рынков). Это право регистрации является важным инструментом, особенно учитывая тот факт, что отдельной регистрации подлежит каждый фьючерсный контракт.
КТФТ разработала требования для фьючерсных бирж. Эти требования касаются как предоставления подробного обоснования для предлагаемых фьючерсных контрактов, так и установления правил ведения торговли. По каждому новому правилу или изменению в правилах фьючерсные биржи должны получать одобрение КТФТ.

КТФТ имеет право изменить или дополнить правила ведения торговли, если это необходимо для поддержания порядка на рынке. В исключительных случаях КТФТ может отменить регистрацию контракта и остановить торговлю конкретным контрактом либо биржи в целом. Решение КТФТ может быть обжаловано в соответствующем суде. Однако отмена регистрации контракта до стоящего времени КТФТ не применялась.

Регистрация участников

КТФТ осуществляет регистрацию различных категорий профессиональных участников фьючерсной торговли. Регистрация также осуществляется национальной фьючерсной ассоциацией. Процесс регистрации включает снятие отпечатков пальцев и предоставление полной информации об участнике.
В конце 80-х годов КТФТ предусматривала регистрацию шести различных категорий участников.

Фьючерсные комиссионные купцы (ФКМ). Этим официальным термином обозначают то, что чаще называют брокерским домом. Любое физическое лицо и/или организация, осуществляющие прием приказов от клиентов и ведущие фьючерсные счета клиентов, могут быть зарегистрированы как ФКМ. Поэтому ФКМ могут быть как маленькие организации со штатом один-два человека, так и гигантские мультинациональные фирмы типа “Меррил Линч”. На ФКМ распространяются весьма широкие нормы регулирования относительно ведения счетов, рекламы, контроля за служащими и финансового положения.
Задача ФКМ — обеспечить понимание клиентами риска, связанного с фьючерсной торговлей. С этой целью клиент подписывает ряд документов, в том числе уведомления о риске, которое ясно описывают риск, связанный с фьючерсной торговлей.

ФКМ обязаны обеспечить отсутствие ложной или вводящей в заблуждение рекламы или же чрезмерно настойчивой техники продаж. КТФТ требует, чтобы ФКМ наблюдали за деятельностью своих служащих.
КТФТ запрещает ФКМ или их служащим исполнение любых сделок для клиента без специального разрешения клиента либо без письменного разрешения на определенную деятельность, данную клиентом исполнителю счетов или другому лицу. Это правило предупреждает так называемое “в с п е н и в а н и е” (чрезмерно активная торговля по одному счету с целью генерирования комиссии).

Защита средств клиента — одно из основных требований КТФТ. Поэтому ФКМдолжны отделять фонды клиента от средств самого ФКМ,что позволяет предотвратить использование ФКМ средств клиента на собственные операции. ФКМ также запрещается использовать средства одного клиента для внесения депозита за другого клиента.

ФКМ должны обеспечить свою финансовую стабильность. КТФТ установила правила о минимуме капитала. В основном ФКМ должны иметь нетто-капитал, равный или больше 100 тыс. долл. (или 50 тыс. долл. если ФКМ — член биржи) или 4% от суммы депозитов клиентов.
Брокеры в торговом зале — это лица, которые непосредственно заключают фьючерсные контракты в торговом зале от имени других участников. Брокеры не должны извлекать личной выгоды из приказов клиентов. С этой целью КТФТ введено детальное фиксирование операций. Брокеры фиксируют точное время получения приказов клиентов и время их исполнения. Они обязаны также фиксировать точное время любого изменения в приказе, сделанного клиентом (например, количества или цены). Для этого используется специальная машина, пробивающая время, которую обязаны иметь брокеры.
Брокеры также должны записывать на специальных карточках все осуществляемые ими сделки. Сделки фиксируются в точной хронологической последовательности, и на карточке отмечается, осуществлялась ли сделка для клиента либо для самого брокера.

Основная сложность регулирования деятельности брокеров
— сбалансированность эффективности и уменьшения возможности недобросовестного их поведения. Требование к брокерам вести последовательные записи операций весьма полезно, так как увеличивает доверие к рынку, но затем это требование может стать столь обременительным, что будет препятствовать основной функции брокеров — исполнению приказов.
В идеале КТФТ желала бы иметь такую систему регистрации, которая позволила бы зафиксировать точное время исполнения каждого приказа. Однако брокеры справедливо указывают, что многие из них заключают в день сотни сделок и нереальные требования просто парализуют их деятельность. Большинство бирж требуют от брокеров ведения записей, которые восстанавливали бы процесс торговли с определенными промежутками времени и фиксировали время отдельных сделок с интервалом в 1 минуту. Существуют и иные, одобренные КТФТ системы, используемые на некоторых других фьючерсных биржах.

Ассоциированные лица. Под этим термином подразумевается несколько категорий, таких, как исполнители счетов, ассистенты по продажам, управляющие отделениями и другие, связанные с ФКМ
и деятельностью по приему приказов клиентов на заключение фьючерсных контрактов. Исключение составляют только те категории персонала, чьи функции являются вспомогательными.

На практике наблюдение за ассоциированными лицами КТФТ возлагает почти исключительно на ФКМ. Это вполне разумный подход, так как число ассоциированных лиц значительно — более 50 тыс. на конец 80-х годов, и они находятся в тысячах отделений по всему миру.

В 1983 г. КТФТ распространила регистрационный порядок на ассоциированных лиц, связанных с приемниками заказов.

Брокером- консультантом считается лицо, дающее рекомендации по фьючерсной торговле кому- либо за плату, за долю в прибыли либо за вознаграждение в другой форме. Так, издатели различных систем торговли, услуг по технике сделок и подобные им должны регистрироваться как брокеры-консультанты. Некоторые лица и организации, для которых прогнозы и информация о рынке — не основной вид деятельности, освобождаются от регистрации. Это банки и трастовые компании, газеты и журналы, издатели, журналисты, юристы, бухгалтеры, преподаватели, брокеры в торговом зале, ФКМ и биржи.

Брокеры- консультанты должны обеспечивать потенциальных клиентов достаточной и правдивой информацией о консультанте и его программе для принятия ими обоснованного решения на пользование его услугами. Это такая информация, как:

• имя каждого принципала брокера-консультанта, его деятельность за последние пять лет;

• программа торговли, используемая брокером-консультантом (например, базируются ли решения на фундаментальной анализе, техническом анализе или на комбинации двух подходов);

• результаты деятельности брокера-консультанта для всех счетов, которые он ведет и всех его клиентов за последние три года. КТФТ требует, чтобы эти сведения были представлены по специальной форме, разработанной КТФТ;

• информация о любом реальном или потенциальном конфликте интересов между торговой программой брокера- консультанта и любой другой его деятельностью, или деятельностью его принципалов

• подробное описание всех платежей, которые он собирается брать;

• информация о любых юридических действиях против брокера-консультанта или любого из его принципалов за последние пять лет.
Оператор товарного пула имеет функции, во многом аналогичные функциям брокера-консультанта, однако оператор собирает средства различных клиентов и управляет ими, а не просто дает советы. КТФТ особенно внимательно наблюдает за операторами товарных пулов, которые управляют средствами большого числа клиентов, а операторы, оперирующие фондом менее 200 тыс. долл. или имеющие менее 15 участников, освобождаются от регистрации.
Поскольку операторы товарных пулов контролируют средства своих клиентов, они подвергаются еще более строгому контролю, чем брокеры-консультанты. В дополнение к той информации, которую представляют брокеры-консультанты, операторы должны сообщать о:

• любой доле собственности либо интереса в пуле, принадлежащей оператору или любому из его принципалов;

• способе, которым пул будет выполнять требования по внесению первоначального депозита;

• процедуре выкупа доли в пуле (описание) и любых ограничениях передачи долей (интересов) в пуле;

• всех видах платежей и комиссионных или других расходов, уплачиваемых пулом или его принципалами в связи с образованием пула или запросом на средства для пула;

• положении, устанавливающим предел ответственности участников пула сверх средств, внесенных ими в пул.

Оператор товарного пула обязан также предоставлять каждому участнику пула ежегодный финансовый отчет, содержащий детальную информацию. Форма отчета определяется КТФТ. Существуют также нормы, относящиеся к ведению записей и рекламы.

Брокеры-приемщики заказов. Эта категория подлежит регистрации с 1982 г. Брокеры-приемщики заказов — это независимые агенты, ведущие дела с одним или несколькими ФКМ, но сами не являющиеся ни ФКМ, ни его служащими.

Брокеры-приемщики заказов — это связующее звено между ФКМ и ассоциированными лицами ФКМ. Они имеют офис с соответствующим оборудованием и связью и осуществляют сбор заказов клиентов, но в отличие от ФКМ не проводят эти позиции по своим книгам, а передают их ФКМ.
В соответствии с требованиями брокеры-приемщики заказов должны представлять регистрационные документы, располагать минимальным нетто-капиталом в 20 тыс. долл., или одобренным КТФТ соглашением с ФКМ, в котором он берет на себя ответственность по обязательствам брокера-приемщика заказов.

Национальная фьючерсная ассоциация

Национальная фьючерсная ассоциация (НФА) — саморегулируемая организация фьючерсного бизнеса. Зарегистрирована КТФТ в сентябре 1981 г. и начала работу с октября 1982 г. Закон о фьючерсной торговле разрешает образование и регистрацию в КТФТ фьючерсных ассоциаций, которые имеют ясные саморегулирующие обязательства по отношению к своим членам. НФА патронируется Национальной ассоциацией дилеров ценных бумаг. НФА — широкая по составу организация, члены ее представляют все секторы фьючерсного бизнеса, а также торговых фирм, банков и других пользователей фьючерсных рынков.
Цель НФА — получение полномочий от КТФТ в тех областях, которые, по мнению Комиссии, лучше могут регулироваться самими участниками фьючерсного бизнеса. Например, НФА имеет полномочия осуществлять некоторые регистрационные процедуры от имени КТФТ для всех членов НФА, не являющихся членами фьючерсных бирж.

Членство в НФА исключительно добровольное для широкого спектра участников фьючерсных рынков. С 1983 г. КТФТ потребовала, чтобы каждый, регистрируемый в качестве ФКМ, должен быть одновременно членом зарегистрированной фьючерсной ассоциации. Цель такого решения — обеспечить минимальный уровень саморегулирования. Однако пока НФА — единственная зарегистрированная фьючерсная ассоциация. Некоторые участники рынка, включая крупные ФКМ, полагают, что их собственные усилия по контролю достаточны, и членство в НФАне приносит дополнительной выгоды ни ФКМ, ни их клиентам. Сомнения в выгодах НФА подкрепляются еще и тем, что НФА финансируется за счет штаты со сделок, осуществляемых для клиентов, не являющихся членами биржи, на которой сделка имела место.

Регулирование фьючерсной торговли в других странах

Регулирование фьючерсной торговли в других странах значительно отличается от американского. Существенный контраст до последнего времени представлял фьючерсный рынок В е л и к о б р и т а н и и, где до 1986 г. государство практически не вмешивалось в деятельность товарных бирж. Функции наблюдения за их деятельностью выполнял Банк Англии и Департамент торговли, которые могли лишь в чрезвычайных ситуациях рекомендовать соответствующей бирже предпринять определенные действия по нормализации положения, например, повысить депозит или ограничить торговлю только ликвидацией контрактов. Одним из таких чрезвычайных обстоятельств, по мнению Банка Англии, являлись манипуляции, когда динамика биржевых котировок достаточно долго не соответствовала соотношению между спросом и предложением на рынке реального товара.
В отличие от КТФТ в США, имеющей специальные нормы и четко оговоренные полномочия, Великобритания традиционно использовала более субъективный и скрытый подход. Например, если КТФТ подозревала, что фирма А находила манипулировать на рынке процентных ставок, она подыскивала нарушение определенного правила и выбирала одно из специальных действий, о которых говорилось выше. Если же Банк Англии имел подобные подозрения относительно фирмы Б, то он скорее всего приглашал кого-либо из высшего руководства фирмы для неформального разговора с целью сообщить озабоченность Банка и внушить фирме Б отказаться от своего намерения.

Введенное в 1986 г. регулирование рынка финансовых услуг изменило этот традиционный для Великобритании подход: было принято специальное законодательство и образован Совет по ценным бумагам и инвестициям, одна из задач которого — наблюдение за товарными и фондовыми биржами.
Совет должен защищать интересы клиентов, вырабатывать единые стандарты и подходы в организации биржевой торговли (например, поощрять торговлю выкриками и электронную торговлю) и разрабатывать системы учета сделок по времени их заключения.

В целях более строгого регулирования была организована Ассоциация фьючерсных брокеров и дилеров, в задачи которой входит регулирование деятельности основных участников биржевой торговли через их регистрацию. Ассоциация несет ответственность также за наблюдение за всеми участниками фьючерсных рынков. Правила Ассоциации касаются порядка ведения операций, процедуры сбора и перевода депозитов и установления финансовых требований к профессиональным участникам рынка. Законодательство позволяет Ассоциации проводить расследования и дисциплинарные процедуры.
Совет по ценным бумагам и инвестициям уполномочен регистрировать фьючерсные и опционные биржи Великобритании в качестве зарегистрированных бирж. Участники рынка, совершающие операции с фьючерсам и опционами через члена Ассоциации, не обязаны проходить регистрацию.

Во Ф р а н ц и и регулирование биржевой торговли — компетенция Комиссии по фьючерсным товарным рынкам. В последнее время регулирование со стороны этой Комиссии стало более жестким. Так, она обязала биржи и их членов предоставлять клиентам больше информации о рынках и движении цен, повысила размер минимального капитала для зарегистрированных членов биржи с 1 до 3,5 млн. франков.

В Я п о н и и за деятельностью товарных бирж наблюдают министерство сельского хозяйства (аграрная продукция), министерство финансов (финансовые инструменты) и министерство внешней торговли и промышленности (сырьевые товары). После серии скандалов, связанных с неэтичным поведением ряда биржевых торговцев в 1983 г. правительством было введено законодательство, направленное против мошенничества во фьючерсной торговле. В 1987 г. впервые была приостановлена деятельность трех брокерских фирм. Устанавливаются также лимиты числа открытых контрактов, которые могут иметь члены и нечлены биржи (их величина существенно колеблется на разных биржах).

В С и н г а п у р е в 1986 г. был принят закон, согласно которому контроль за биржами был возложен на министерство финансов, включая утверждение создания биржи и прекращения торговли на ней. Все пользователи фьючерсных бирж от торговца до консультанта должны получить от министерства финансов соответствующую лицензию (в противном случае их ожидает наказание в виде тюремного заключения до трех лет и штрафа до 30 тыс. синг. долл.).

За мошеннические сделки торговцы могут быть подвергнуть тюремному заключению на срок от семи лет и штрафу до 100 тыс. синг. долл. Кроме того, торговцы, чьи преднамеренные действия ведут к убыткам клиентов, обязаны возместить потери клиентов. Общая направленность регулирования состоит в предотвращении мошенничества, распространения слухов, манипуляций ценами или создания корнеров.

В других странах используются другие подходы к регулированию фьючерсных рынков. Однако осуществление взаимных операций между биржами поставило проблему выбора законодательства для таких операций и рано или поздно должно привести к согласованию законодательных норм.

Задача

Дилер ассигновал 500 тыс. руб. и купил на них путем простой кассовой сделки лот 100 штук акций АО «Нефтепродукт». После чего он закладывает их в банк не под процент, а берет ссуду максимальный размер которой 80% от залога.

Назовите вид сделки. Какую сумму залога он получит если в день будет совершено 20 операций? Какой вывод можно сделать по итогам операции?

Ответ: Вид сделки – хеджирование. Полученная сумма от залога: 0,8*500=400 тыс. руб.

Литература

1. Биржа и биржевые операции. Кемерово, 2004.

2. Брокерам и их клиентам./ Улыбин К. А., Андрошина И. С. М.: Институт молодежи, 2000.

3. Иванов К. Карманная книжка брокера. М.: МГУ, 2003.

4. Международные товарные биржи и биржевые операции.- М.: ФАКТ, 2003.

5. Мусатов В. Т. США: биржа и экономика. М., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: