В рыночной экономике получили распространение своеобразные организационно-экономические методы развития административно-территориальных единиц посредством более широкой либерализации экономической и социальной деятельности на их территориях. Эти методы получили значительное развитие в странах, избравших рыночный путь развития экономики в виде свободных или специальных экономических зон. Степень свободы экономической деятельности может быть разной, поэтому в названиях могут быть варианты: зона свободной торговли, свободная таможенная зона, субзона и т.д.; крайним вариантом экономической либерализации является оффшорная зона или территория.
Специальная (свободная) экономическая зона (СЭЗ) представляет собой специально выделенную территорию с определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемую в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории зоны.
|
|
Создание СЭЗ направлено на оздоровление экономики региона, на решение важных макроэкономических задач: стабилизацию производства и его расширение, модернизацию хозяйства, насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами. Привлекая дополнительный иностранный капитал и передовую технологию, появляется возможность расширить занятость населения, повысить квалификацию местной рабочей силы, приобрести опыт в области маркетинга и менеджмента.
На территории СЭЗ допускаются любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности отечественных и иностранных юридических лиц и граждан, за исключением тех видов, которые запрещены законодательством. Отечественные юридические лица в зоне являются самостоятельными и независимыми от ведомственной подчиненности, кроме относящихся к энергетическим и транспортным системам. Юридические лица, расположенные вне зоны, могут создавать свои филиалы и новые предприятия на территории зоны.
В Казахстане имеется опыт работы СЭЗ: еще в 1992 г. были созданы несколько зон в разных областях, но их функционирование не удовлетворило центральную власть с позиций утраты полного контроля за движением товарно-денежных масс и обретения административно-территориальными единицами экономической самостоятельности - зоны были расформированы.
Возобновление действия СЭЗ с 1996 г. (Кызылординская, Акмолинская, Лисаковская) позволило отработать механизмы функционирования этого эффективного пути развития регионов, но наметившийся с конца 1998 г. поворот к централизации управления и финансов предрешил существование этих зон; в г. Астане сохранены льготные режимы в части распределения налогов, импорта предметов и товаров производственно-технического назначения в связи с особым статусом столицы государства.
|
|
На этих примерах можно проследить порядок экономико-правового регулирования хозяйствования в СЭЗ.
Специальная экономическая зона создается по решению центральной исполнительной власти на определенный срок, основанному на предложении местных представительных и исполнительных органов.
Налогообложение на территории зоны осуществляется в соответствии с налоговым законодательством страны. Ставка корпоративного подоходного налога с юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, устанавливается пониженной от обычной ставки.
На территории СЭЗ действует режим свободной таможенной зоны.
Таким образом, в СЭЗ создаются благоприятные условия для развертывания разнообразной предпринимательской деятельности во всех сферах бизнеса.