Межбюджетные отношения и основные формы их регулирования

Межбюджетные отношения - это отношения, возникающие между органами государственной власти и органами местного государственного управления, в процессе проведения бюджетных процедур по формированию и исполнению соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения возникают при многозвенной бюджетной Системе, обусловленной административно-территориальным делением государства. Межбюджетные отношения различаются принципами организации в зависимости от государственного устройства.

К федеративным государствам, где в разной степени реализуются принципы бюджетного федерализма, относятся: Швейцария, Германия, США, Канада, Российская Федерация, Австрия, Бельгия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Австралия и другие. Для классического федерализма характерен высокий уровень автономии отдельных политико-территориальных образований. Она не противоречит, о наоборот, отвечает - задаче обеспечения целостности страны.

Как уже отмечалось, Казахстан относится к государству с унитарной формой правления. При определении финансовых взаимосвязей между звеньями бюджетной системы за основу принимаются следующие моменты:

- разграничение функции и полномочий между звеньями бюджетной системы;

- самостоятельность функционирования каждого бюджета;

- разграничение (закрепление) на постоянной основе доходных источников между звеньями бюджетной системы;

- четкое распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы;

- прозрачность межбюджетных отношений, основанная на понятных и приемлемых для всех регионов республики подходах, определения размеров финансовой помощи, выделяемой нуждающимся в ней регионам в целях выравнивания уровней их бюджетной обеспеченности.

Межбюджетные отношения основаны на четком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, едином распределении поступлений и расходов между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения), а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных отношений. В этой связи существуют определенные ограничения по взаимодействию отдельных видов бюджетов между собой в бюджетном процессе. В частности, не могут вступать между собой во взаимоотношения республиканский бюджет с бюджетами районов (городов областного значения), областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы с другими областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, а также бюджеты районов (городов областного значения) друг с другом. Кроме того, следует иметь ввиду, что передача расходов или отдельных видов поступлений из одного уровня бюджета в другой осуществляется только при внесении соответствующих изменений и дополнений в Бюджетный кодекс.

В соответствии со статьей 39 Бюджетного кодекса Республики Казахстан межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

1) равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом;

2) эффективное распределение поступлений

3) выравнивание уровней бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц Республики Казахстан;

4) обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

5) максимальные эффективность и результативность предоставления государственных услуг - закрепление государственных услуг за тем уровнем государственного управления, который может обеспечить наиболее эффективные и результативные производство и предоставление государственных услуг;

6) максимальное приближение уровня предоставления государственной услуги к ее получателям - передача исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения качества государственных услуг;

7) ответственность каждого уровня бюджета за эффективное и целевое использование полученных официальных трансфертов и кредитов;

8) ответственность местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы за эффективное и целевое использованиеполученных из республиканского бюджета трансфертов и кредитов;

9) ответственность администратора областной бюджетной программы за достижение ожидаемых результатов и индикаторов районных бюджетных программ, финансируемых за счет целевых трансфертов и кредитов из областного бюджета;

10) ответственность местных исполнительных органов района (города областного значения) за эффективное и целевое использование полученных из областного бюджета целевых трансфертов и кредитов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: