В главах 2-4 так или иначе затрагивался вопрос о взаимоотношениях СМИ и их контрагентов — тех, кто является противоположной стороной отношений. В наиболее обобщенном виде говорят о трех крупнейших контрагентах — обществе (гражданском), власти и бизнесе. Рассуждая о контрагентах журналиста в отношениях ответственности (перед кем/чем он ее несет), Д. Макквейл называет аудиторию, разные ветви власти, бизнес, клиентов (рекламодателей и спонсоров), различные источники информации — те, кто являются объектом освещения, владельцев и акционеров медиаорганизаций, закон и правоохранительные структуры15. Столь разносторонняя ответственность пред-
Таблица 14. Ответы на вопрос: «Согласны ли Вы с приведенными ниже утверждениями, если речь идет об аудитории Вашего органа информации?»
(в % от числа опрошенных; крайние позиции объединены, позиция «затрудняюсь ответить» опущена)16
Утверждения | Полностью и в основном согласен | Отчасти согласен | Скорее не согласен и не согласен | |||
журналисты | ||||||
российские | американские | российские | американские | российские | американские | |
Аудитория больше заинтересована в ежедневном получении новостей, чем в их анализе | 59,8 | 69,1 | 26,1 | 8,9 | 10,3 | 22,0 |
Большую часть аудитории мало интересует чтение статей по серьезным проблемам, таким как дискриминация по национальному признаку, положение беднейших слоев и т.п. | 10,8 | 22,2 | 31,4 | 6,3 | 29,6 | 71,5 |
Аудитория легковерна, ее легко обмануть, ввести в заблуждение | 29,6 | 13,5 | 33,4 | 7,0 | 32,2 | 79,3 |
Таблица 15. Ответы на вопрос: «Согласны ли Вы с приведенными ниже утверждениями, если речь идет об аудитории Вашего органа информации?»
|
|
(в % от числа опрошенных; крайние позиции объединены, позиция «затрудняюсь ответить» опущена)17
Варианты ответов | Полностью и в основном согласен | Отчасти согласен | Скорее не согласен и вовсе не согласен | |||
2003 ' | ||||||
Аудитория больше заинтересована в ежедневном получении новостей, чем в их анализе | 59,8 | 64,8 | 26,1 | 15,8 | 10,3 | 15,6 |
Большую часть аудитории мало интересует чтение статей по серьезным проблемам, таким как дискриминация по национальному признаку, положение беднейших слоев и т.п. | 10,8 | 44,8 | 31,4 | 29,0 | 29,6 | 21,1 |
Аудитория легковерна, ее легко обмануть, ввести в заблуждение | 29,6 | 39,5 | 33,4 | 31,6 | 32,2 | 18,4 |
В пространстве, которое есть квазиреальность (шоу, сериалы и т.п.), аудитории делать нечего. Однако данные эмпирических исследований прошлых лет позволяют понять, что и раньше журналисты были слабо нацелены на диалог с участием общества. Выявлялась лишь их ориентация на воспитание, влияние на аудиторию, а прежде всего на самовыражение22. В сознании работников советских СМИ сложилась модель, с которой их коллеги на Западе в основном простились еще в 1940-1950-е годы: влияние СМИ представлялось однонаправленным процессом по принципу «стимул-реакция» (см. 6.5).
|
|
Трансформирующимися оказались и отношения с властью. Именно они были подвержены влияниям, порождаемым политическими изменениями, соотношением сил между различными ветвями власти. Значимость этих отношений, определяющих отношения с другими контрагентами — обществом и бизнесом, в нашей стране не может не быть крайне существенной.
Исследования, проведенные в советский период, неизменно показывали высокую ориентированность работников СМИ на указания партийных органов, о чем уже было сказано. Это особенно проявлялось на низовых уровнях.
Например, результаты опросов руководящих работников и журналистов районов Рязанской области в 1969 г. демонстрируют крайнюю близость представлений журналистов и работников руководящих органов о важнейших задачах газет этого уровня (табл. 16).
Таблица 16. Мнения работников руководящих органов районов и журналистов о задачах районных газет
(в % от числа опрошенных в каждой группе)23
Задачи | Работники районных руководящих органов | Журналисты | ||
% | место | % | место | |
Пропагандировать решения директивных органов по вопросам: | ||||
а) политическим | ||||
б) хозяйственным | ||||
Давать оперативную информацию о событиях: | ||||
а) в мире | ||||
б) стране | ||||
в) области | ||||
г) районе |