Профессиональный отбор. Задача профотбора - определение пригодности человека к данной работе

Задача профотбора - определение пригодности человека к данной работе. Следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется уровнем образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность определяется степенью соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека конкретному виду деятельности.

Профотбор осуществляется по специальным методикам, основанным на качественных и количественных оценках индивидуальных психофизиологических качеств человека. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых психофизиологических качествах человека. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения полученных данных.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологические качества выявляются с помощью специальной аппаратуры. Наряду с приборами, обеспечивающими общее исследование психофизиологических свойств, могут использоваться специальные установки,

имитирующие тот или иной вид деятельности. Они служат для выявления у испытуемого качеств, необходимых для данной работы, а также используются как тренажеры при обучении соответствующей профессии.

Тестовый метод использует наборы тестов, предлагаемых испытуемому, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические качества. Тесты делятся на следующие категории:

- определения способностей, служащие для оценки общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;

- проверки зрения и слуха;

- личностные - ставящие цель оценить такие качества, как импульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригинальность мышления;

- определения уровня квалификации, применяемые для проверки профессиональных навыков.

Профессиональный отбор ведется на основе профессиограмм. Они составляются на основе всестороннего изучения трудового процесса, проведения необходимых исследований, и представляют собой описание профессионально важных качеств работника. В профессиограммах объективные особенности трудового процесса - технические, технологические, организационные - находят выражение в физиологических, психических и социально-психологических показателях человека.

Работник считается профессионально пригодным при наличии следующих качеств: положительная мотивация к данной специальности; высокий порог ощущения опасности; хороший глазомер; устойчивость; концентрация; распределение внимания; нормальное состояние двигательного аппарата; высокая пропускная способность анализаторов и т.д.

В развитие рассматриваемой темы целесообразно проанализировать понятие «ошибка работника». Ошибка работника -любое конкретное действие

человека в процессе трудовой деятельности, которое выходит за некоторые допустимые границы и становится неадекватным. Большинство ошибок возникает в результате непреднамеренных действий работника, но могут быть и ошибки, допущенные умышленно, когда работник выполняет сознательные действия, которые считает правильными, но на самом деле они являются ошибочными. Трудности мотивационного или эмоционального плана вызывают ошибки непроизвольного характера. Не все ошибки связаны с повреждением системы. Некоторые действия после совершения могут быть исправлены прежде, чем приведут к аварийной ситуации. Вероятность успешного выполнения задачи определяется как надежность.

Наиболее распространенные причины ошибок в деятельности оператора:

- пропуски функционально-изолированных действий;

- неадекватный учет неявных условий;

- другие виды пропусков;

- неадекватный учет побочных эффектов;

- ошибки альтернативного выбора;

- низкий уровень бдительности;

- ожидания, предположения вместо наблюдения за ситуацией;

- малые вариативность и точность движения рук;

- слабая пространственная ориентация;

- привычные ассоциации;

- рассеянность.

Любое несоответствие способностей человека и требований задачи увеличивает возможность возникновения ошибки. Для повышения надежности работы человека нужно оценить степень несоответствия. В этом плане следует учитывать важность ошибки. Важность ошибки - функция частоты ее возникновения, возможностей исправления, тяжести вероятных последствий и стоимости мероприятий по устранению неполадок. При организации трудового процесса определяется вероятность потенциальных ошибок и планируются

рекомендации по их профилактике. Системы, устойчивые к ошибкам, относятся к категории безопасных. Такие системы обладают корректирующими устройствами, блокировкой и дублированием звеньев, четкими правилами безопасности. Разработаны программы формирования устойчивости к ошибкам. В их рамках отрабатываются модели поведения, позволяющие человеку управлять собой в аварийных ситуациях. Управление реализуется на трех уровнях:

- сенсомоторных образов и поведенческих реакций (навыков);

- общих альтернатив целесообразного поведения;

- использования целесообразного знания.

На основе психологического анализа разработаны различные классификации ошибочных действий и систематизации правил их предупреждения. Основное внимание всех мероприятий по профилактике аварийности и ошибок на производстве уделяется оптимизации согласования требований работы и возможностей человека. Выделяют следующие группы возможностей предотвращения ошибочных действий:

- целенаправленные мероприятия по повышению уровня квалификации;

- мероприятия по оптимизации распределения функций между человеком и машиной;

- мероприятия по оптимальной организации труда (аварийная сигнализация, информация об опасных случаях и т.п.);

- вспомогательные мероприятия в рамках психологии обучения (обучение моделям безошибочного поведения, алгоритмам действий в аварийных ситуациях, тренировка стрессоустойчивос-ти и т.п.);

- мероприятия по повышению мотивации к деятельности;

- выделение и прогноз опасных точек, т.е. конкретных технических и технологических позиций, при соприкосновении с которыми наиболее возможно возникновение аварийной ситуации;

- специальный отбор работников для выполнения особо опасных и

особо ответственных заданий.

Реализация безопасности на производстве обеспечивается детальным изучением условий деятельности и человеческого фактора, разработкой рекомендаций по профилактике ошибок, выработкой устойчивости к ошибкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: