О Б Я З А Н Н О С Т И

(статья 10 Закона “ О милиции”)

При возникновении чрезвычайных обстоятельств (ситуации) на сотрудника милиции возлагаются следующие обязанности:

Примечание:

1) В соответствии с пунктом 13 статьи 10 Закона «О милиции» милиция обязана «принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а так­же по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычай­ного или военного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий».

2) Неотложные действия нарядов милиции по спасению людей, оказа­нию им первой медицинской помощи, обеспечению сохранности имуще­ства, оставшегося без присмотра, при чрезвычайных ситуациях, регламентируются ст. 195-201 Устава ППСМ, другими нормативными актами MBД России.

1. Спасение людей (и имущества).

Примечание:

1. Действовать решительно, команды отдавать громко, требовательно.

2. Пресекать панику.

3. Иметь под рукой спасательные и страховочные средства.

4. В сложных условиях консультироваться со специалистами.

5. Спасением людей являются не только действия по устранению реаль­ной угрозы пострадавшим или лицам, оказавшимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни или здоровья, в сложившейся обстановке (извлечение людей из воды, из-под обломков разрушенных зданий, их удаление из горящего помещения, транспорта и т.д.), но и меры по эвакуации людей из зданий, сооружений, транспортных средств или участков местности, где их дальнейшее пребывание опасно для жизни или здоровья, а также иные действия по устранению причин (источников) этой опасности.

2. Оказание доврачебной помощи.

Примечание:

1) Сотрудники милиции обязаны оказывать первую доврачебную по­мощь гражданам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, от преступлений, несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни, на всей территории РФ независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени (п. 2 ст. 10, ст. 18 Закона «О милиции»).

2) При поступ­лении на службу все сотрудники милиции в обязательном порядке прохо­дят профессиональное обучение или переподготовку, что обеспечивает приобретение ими знаний и умений, необходи­мых для оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

3) Экипи­ровка нарядов милиции, несущих патрульно-постовую службу, включает в себя индивидуальный пакет (аптечку) для оказания первой медицин­ской помощи (подпункт 9 часть 2 статья 45 Устава ППСМ).

4) Оказание первой медицинской (доврачебной) помощи - это комплекс экстренных мероприятий, проводимых в отношении пострадавшего или заболевшего на месте происшествия (обнаружения) и в период доставки его в медицинское учреждение.

5) Первая медицинская помощь включает немедленное прекращение воздействия внешних повреждающих факто­ров или удаление пострадавшего из неблагоприятных условий, в которых он находится, оказание необходимой помощи и организацию скорейшей доставки пострадавшего при чрезвычайной ситуации в лечебное учреждение.

6) Во время оказания первой медицинской помощи:

- производится осмотр пострадавшего,

- выясняется состояния его здоровья, количество, расположение и степень тяжести полученных им травм и ранений,

- устанавливаются признаки внезапного заболевания,

- принимаются необходимые меры (остановка кровотечения, наложение повязки на рану, фиксация переломов, вывихов, искусственное дыхание, массаж сердца и др.) по спасению жизни людей до оказания им квалифицированной медицинской помощи.

3. Эвакуация населения:

1) Напоминать о необходимости брать с собой вещи "первой необходимости", документы, ценности, продукты на 3-е суток.

2) Квартиры осмотреть, закрыть, опечатать.

3) При отказе эвакуироваться избегать конфликтов (разъяснять с помощью соседей, родственников).

Примечание: Физическую силу применять на законных основаниях, при отказе лица от выполнения законных настойчивых и неоднократно повторенных требований и распоряжений сотрудника милиции при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка, а равно при воспрепятствовании исполнению сотрудником милиции служебных обязанностей (ст.19.3 КоАП).

4) Отдельные действия проводить при свидетелях.

Примечание: Возможны необоснованные жалобы о пропаже имущества, незаконных действиях сотрудника милиции и т.д.

5) Учитывать возможность своих действий в условиях "Крайней необходимости" (статья 39 УК РФ и статья 2.7 КоАП РФ).

Примечание: Статья 39 УК РФ "Крайняя необходимость"

"1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда".

Статья 2.7 КоАП РФ «Крайняя необходимость»

«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Примеры:

1. Стрельба в населенном пункте по нападающим животным (ст.20.13 КоАП РФ).

2. Чтобы спасти жизнь гражданам, водитель нарушает правила дорожного движения и т.д.

4. Блокирование зоны "ЧС".

Примечание: Не допускать в зону чрезвычайной ситуации (обстоятельств) никого, кроме лиц, участвующих в её ликвидации (локализации).

5. Обеспечение режима чрезвычайного или военного положения, временных ограничений, комендантской службы, проведение карантинных мероприятий (пункт 13 статья 10 Закона «О милиции»).

Примечание:

Чрезвычайное положение

1) Чрезвычайное положение как особый правовой режим вводится в соответствии со ст. 56 Конституции и Федеральным конституционным законом РФ от 30.05.2001 г. "О чрезвычайном положении" на всей либо части территории России с целью скорейшей нормализации обстанов­ки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безо­пасности граждан и оказания им необходимой помощи.

2) Чрезвычайное положение - это вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов госвласти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

3) Условия, основа­ния и порядок введения чрезвычайного положения регулируются ст. 3-15 Закона РФ "О чрезвычайном положении".

4) Согласно ст. 4 указанного закона обстоятельствами введения чрезвычайно­го положения могут быть:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, мас­совые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, блокада отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

5) Порядок привлечения сил и средств милиции к обеспечению правово­го режима чрезвычайного положения в случае его введения на всей либо части территории РФ, а также перечень мер, приме­няемых милицией в условиях чрезвычайного положения, включая исчер­пывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан, оп­ределены ст. 11 - 16 Закона «О Чрезвычайном положении".

Военное положение

1) Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится согласно ст. 87 (ч. 2) Конституции РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы такой агрессии. В соответствии со ст. 19 Феде­рального закона от 31.05.96г. "Об обороне" военное положение представляет собой особый правовой режим деятельности органов госвласти, иных госорганов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод физических и юридических лиц.

2) Военное положение вводится Указом Президента РФ с незамедлительным сообще­нием об этом обеим палатам Федерального Собрания РФ. Указ Президента о введении военного положения утверждается Советом Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

3) Режим военного положения согласно ст.87 (ч.3) Конституции определяется федеральным конституционным законом. В настоящее время такой закон еще не принят. В действующем законодательстве закреплены лишь отдельные вопросы правового режима военного положения.

4) Задачи и основные направления деятельности милиции как системы государственных органов исполнительной власти при возникновении угрозы военного нападения и в период военного положе­ния определяются:

- ст. 1, 2, 7, 8, 17 и др. Федерального закона "Об оборо­не",

- ст. 2 Федерального закона от 26.02.97 г. "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ",

- ст. 2 Федерального закона от 12.02.98 г. "О гражданской обороне",

- другими законами и нормативными правовыми актами.

5) Как и все федеральные органы государственной власти, вооруженные и специальные формирования, милиция переводится на организацию и состав военного времени и привлекается к обеспечению правового режима военного положения, мероприятий мобилизации, гражданской и территориальной обороны.

6) Законодательством предусмотрено привлечение милиции к проведению:

- мобилизационных мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке к обеспечению защиты государства и правопорядка в военное время;

- мероприятий по подго­товке к защите и по защите населения, материальных и культурных цен­ностей на территории РФ от опасностей, возникаю­щих при ведении военных действий или вследствие ведения этих дейст­вий;

- мероприятий по установлению и поддержанию режима военного положения, защите объектов и коммуникаций на территории РФ от действий противника, диверсионных и террористических актов.

Карантинные мероприятия

1) Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах про­пуска через Госграницу РФ, на территории РФ, территории соответствующего субъекта РФ, в городских и сельских поселениях, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей (эпидемии) или животных (эпизоотии).

2) Согласно ст. 31 Федерального закона от 30.03.99 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ограничительные мероприятия (карантин) вводятся и отменяются на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей иих заместителей решением:

- Правительства РФ,

- органа исполнительной власти субъекта РФ,

- органа местного самоуправления,

- уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального на­значения.

3) Порядок осуществления ограничительных мероприятий и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распростране­ния которых вводится карантин, устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

4) Вопросы защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также меры ветеринарно-санитарного надзора регулируются Законом РФ от 14.05. 93 г. "О ветеринарии".

5) Статьей 6 КоАП определяются полномочия органов государственной власти субъ­ектов РФ и органов местного самоуправления по принятию решений, предусматривающих заих нарушение администра­тивную ответственность по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.

6. Охрана общественного порядка.

7. Охрана собственности.

Примечание: Охрана имущества, оставшегося без присмотра, при чрезвычайных ситуациях включает в себя меры по обнаружению, непосредственной охране имущества физических и юридических лиц, оставшегося без присмотра со стороны владельца или его законных представителей, установлению его собственников и передаче им охраняемого имущества. При проведении указанных мероприятий сотрудники милиции пользуются всеми правами, предоставленными Законом «О милиции». Судьба найденного или переданного милиции бесхозяйного имущества решается в установленном законом порядке.

8. Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений.

9. Учет потерь.

10. Пресечение провокационных слухов.

11. Разъяснительная работа.

12. Разведка в интересах ОВД.

13. Оказание помощи в проведении СНАВР (спасательных, неотложных аварийно-восстановительных работ).

Примечание:

1. Осуществляется охрана порядка в местах их проведения.

2. Автоколонны с рабочими сопровождаются нарядами ДПС.

3. Оказывается помощь в мобилизации населения транспорта для проведения СНАВР.

Так в соответствии со статьей 13 Федерального Конституционного закона «О чрезвычайном положении» могут приниматься следующие меры:

- привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

- в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

4. При проведении работ остерегаться работающего крана, бульдозера, электропроводов, щитов, скрытых под водой предметов, натянутых тросов, канатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: