1. Немедленно сообщить дежурному.
2. Принимать меры по освобождению заложников только при обеспечении их безопасности.
3. Установить контакт с террористами.
Примечание:
1. Сотрудникам милиции чаще всего приходится сталкиваться со случаями, когда захват заложников осуществляется по мотивам криминального характера. Выделяются три разновидности лиц, совершающих рассматриваемое преступление по таким мотивам:
1) Лица, захватывающие заложников, будучи застигнутыми на месте преступления, с целью избежать задержания. Как правило, они охотно идут на переговоры, не имея предварительного плана преступления.
2) Лица, захватывающие заложников во время нахождения в местах лишения свободы. Такие лица наиболее опасны, поскольку действуют в основном по заранее разработанному плану и преследуют конкретную цель - добиться освобождения, изменения условий содержания.
3) Захватывающие заложников с целью вымогательства.
2. Однако нельзя не учитывать других категорий террористов:
Анализ по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников, показывает, что в ряде случаев захват заложников, являются актом отчаяния, демонстративности, мести, проявлением психопатических свойств личности или ее болезненных состояний. К таким типам личности могут быть отнесены следующие.
1) Социальный протестант. Захват заложников, угроза террористического акта (взрыва, поджога и т. д.) является для него средством решения, как правило, своих личных социальных проблем. После долгих и безуспешных попыток решить свой вопрос в обычном порядке, он выбирает такой нетрадиционный вариант воздействия на «виновную», по его мнению, организацию или чиновника.
2) Самоубийца. Цель такого звонка — «обставить» свой уход из жизни (демонстрацию такового) как можно большим «шумом», особенно когда на «спокойное и достойное» расставание с жизнью не хватает решимости. Надо помнить, что такой человек, как правило, жертва жизненных обстоятельств. Возможно, его решение - это последняя попытка привлечь внимание к себе, найти понимание среди людей. С другой стороны, это может быть психически больной человек с жесткой установкой на полное отрицание ценности собственной жизни, устойчивой убежденностью в никчемности собственной жизни. Опасность действий этого типа личности в том, что он может решиться на реальный уход из жизни способом, который причинит вред, а возможно, и смерть не только себе, но и другим людям.
3) Мститель. Мотив мести является одним из самых сильных мотивов. Он основывается на потребности в удовлетворении субъективно мучительного чувства обиды, стыда, униженного достоинства. Причем переживание обиды, унижения, стыда может быть как результатом реально причиненного морального или материального ущерба, так и воображаемого. В последнем случае речь может идти о психически больных людях, одержимых идеей мести воображаемым врагам или по поводу разрешения воображаемых проблем.
4) Психически больной. Для него захват заложника угрозой убийства, взрыва и т.п. является средством разрешения мучительной субъективной психологической проблемы. Его состояние характеризуется тягостными переживаниями тревоги, беспокойства, страха. Сознание помутнено, возможны галлюцинации, бред. Речь такого человека может быть бессвязной, нелогичной, и он имеет больше всего шансов быть грубо прерванным, невыслушанным. Надо помнить, что действия психически больного человека могут быть непредсказуемы, поэтому сотрудник обязан выслушивать любой бред как в прямом, так и в переносном смысле. Но мало просто выслушать, надо уметь так построить разговор, чтобы как минимум получить о террористе и его планах как можно больше информации. И как максимум склонить его к отказу от возможного террористического акта.
5) Террорист. Главная цель - запугать общественность, политических противников и тем самым заставить их выполнить предъявляемые политические требования (предоставление определенных прав, прекращение преследования, освобождение единомышленников и т. п.). Все действия в этом случае тщательно спланированы и организованы, для заявлений при переговорах может быть использован подготовленный текст.
Конечно, здесь перечислены не все возможные типы личности «террористов». Например, захват заложников, сообщение о захвате заложников, сообщение об угрозе взрыва или совершение либо угроза иного террористического акта могут быть использованы как отвлекающий маневр для совершения другого преступления.
4. Вступить в переговоры с террористами.
5. Выяснить требования террористов.
6. По возможности установить их количество, личность, вооруженность.
7. Проявлять спокойствие и выдержку.
8. Соблюдать правила личной безопасности.
9. Выяснения требований проводится как можно дольше, а полученная информация оперативно передается дежурному.
10. Принять меры к эвакуации граждан.
11. Блокировать террористов.
12. Выявить свидетелей.
13. Ожидать приезда спецнаряда. Доложить старшему и действовать по его указанию.
Примечание: Последовательность действий может изменяться в зависимости от складывающейся обстановки.
14. Составить подробный рапорт.
15. ОВД, ВВ и ФСБ может проводиться специальная операция по освобождению заложников под кодовым наименованием "УРАГАН-2".
Ведение переговоров с террористами
1. Внимательно выслушать сообщение, в начале разговора не прерывать «террориста».
Примечание: Умение слушать - основное качество специалиста, ведущего переговоры. Давая собеседнику выговориться, он не только снижает напряженность ситуации, но и получает информацию о личности звонившего. Кроме того, если лицо «психически больно», а в некоторых ситуациях это будет верно и для «самоубийцы» и «мстителя», то возможность выговориться может оказаться достаточной для того, чтобы «террорист» отказался от задуманного.
2. Иметь достаточное терпение и определенный такт в общении.
Примечание: Иногда людям такого рода нужно просто дать возможность эмоциональной разрядки, образно говоря, им нужно дать «выпустить пар».
3. Следует затянуть беседу, чтобы получить максимум данных.
4. Инсценировать плохую слышимость, неправильное понимание, стимулировать повторение некоторых фраз, произнесенных преступником, или инсценировать ситуацию передачи информации или одновременного разговора с другим лицом. Примечание:
- Это вынудит террориста повторять некоторые фразы.
- Однако использовать такие приемы можно только при устойчивом, явном желании «террориста» быть услышанным.
5. Задавать вопросы о времени причинах захвата заложников, требованиях, предполагаемых действиях террористов и других подробностях.
Примечание: Если лицо отвечает на вопросы, то оно допускает либо желает данный контакт.
6. Объявить себя неправомочным для ведения подобных переговоров и сообщить, что разговор продолжит вышестоящее компетентное лицо.
Примечание: данный приём позволяет выиграть временя.
7. При ведении переговоров с «террористом» можно применить следующие психологические техники:
1. Демонстрация стабильности и спокойствия. Избегайте критики, угрозы, проявления нетерпения и агрессии. Попытки решения проблемы силовым давлением нежелательны. Они используются как провоцирующие на эмоциональные ответы, которые могут содержать информацию о личности или истинных целях террориста. Эти методы применяются в крайнем случае и в последнюю очередь. Всегда необходимо помнить, что главная цель - это выигрыш времени и получение максимально возможной информации.
2. Разговор на одном языке. Более полное взаимопонимание достигается, когда собеседники ведут диалог, пользуясь единой системой знаков, и одинаково понимают ситуацию общения. Манера беседы переговорщика должна соответствовать особенностям той социальной группы, представителем которой является террорист. Тогда снимаются барьеры в общении, порождаемые социальными, религиозными и профессиональными различиями. В самом начале беседы надо определиться, как обращаться к преступнику (на «Вы» или на «ты»), как его называть.
3. Вживание (вчувствование). Проникновение в личность преступника, показ ему того, что сотрудник способен понять его чувства и мысли, что он может поставить себя на место террориста на какое-то время и увидеть мир таким, как видит его тот. Эта техника особенно эффективна в переговорах с лицами, имеющими личные психологические проблемы, теми, кто хочет быть услышанным и понятым. Как правило, это лица с психическими отклонениями или больные, хотя здесь может оказаться и «социальный протестант».
4. «Отражение чувств». Сотрудник должен концентрировать усилия на том, что говорит и делает террорист, на правильном понимании его чувств и эмоционального состояния. Это понимание необходимо продемонстрировать в форме сопереживания его участи. При этом важно избежать нажима, чтобы не вызывать ответного: «Не лезьте мне в душу!». Эта техника очень близка к только что рассмотренной технике вживания и в ряде случаев является ее продолжением.
5 Теплота, доброжелательность, мягкость, проявляемые сотрудником в ответ на то, что говорит и делает террорист. Теплоту можно проявлять различными путями: голосом, жестами, заинтересованностью, активной демонстрацией попытки понять лицо, озабоченностью достижения взаимоприемлемого решения, верой в существование такого решения, поддержкой надежд террориста на полное и частичное удовлетворение его требований. Доброжелательность общения предполагает также повышенное внимание к нюансам психологического состояния собеседника. Эта техника является своеобразным «фоном», на котором реализуются техники «вживания» и «отражения чувств».
6. Взаимодействие на равных. Необходимо избегать недооценки личности террориста. Даже если он ведет себя по-детски непосредственно, не способен контролировать свои эмоции. Если лицо почувствует, что его не воспринимают всерьез, вероятность неуправляемого, буйного поведения может возрасти. Сотрудник жестами, позой, манерой ведения диалога должен убедить террориста в искренности общения. Облегчают выполнение данной техники фразы типа: «Мы же с тобой (с Вами) умные люди...», «Я прекрасно понимаю твою (Вашу) ситуацию, у меня (моего знакомого, родственника) такие же проблемы». Восприятие равенства в общении облегчается через психологическое «объединение» в группу «Мы» в противовес группе «Они». Например: «Я с тобой (с вами) полностью согласен, но вот они (начальство, правительство и т. п.)...».
7. Самораскрытие. Откровенная в допустимой мере информация сотрудника о себе, своих чувствах, интересах, предпочтениях, аспектах профессиональной и личной жизни может помочь выстроить связь с террористом, отношения с ним. Тактика самораскрытия оказывается эффективной, так как откровенность с одной стороны часто вызывает аналогичную реакцию с другой. Эта техника может быть продолжением техники «взаимодействие на равных». В некоторых случаях она может принимать форму обвинения (но только после того, как произошло объединение в группу «Мы»). Это может выглядеть следующим образом: «Да ты (Вы) думаешь(ете) у тебя(Вас) одного такие проблемы, вот у меня... Я же не захватываю своего начальника (взрываю отдел внутренних дел)! Ты (Вы) о детях (о других людях) подумай. Ты же мужик!».
8. Втягивание в диалог. Обращениями к собеседнику по интересующему вопросу заставляйте его высказываться. При этом проявляйте уважение и внимание к его взглядам, занимаемым позициям. Техника работает в совокупности с перечисленными, она является своеобразной итоговой техникой. Втягивание в диалог происходит через вовлечение в совместную мыследеятельность. Используются фразы: «Давай(те) подумаем вместе...», «Как ты (Вы) считаешь, что скажет мое начальство?», «Что бы ты сделал на моем месте?» и т. п.
9. Манипулирование инициативой. Проявляя инициативу и наступательность при установлении и развитии доверительных отношений, следует помнить, что распоряжаться инициативой в контакте намного продуктивнее, чем владеть ею. Если вы будете проявлять постоянную активность в беседе, не передавая инициативу террористу, то психологический контакт затрудняется. Необходимо уступать лидерство лицу в определенных аспектах отношений (прежде всего в поисках практической реализации неразрешимых проблем). Надо отдавать ему инициативу, давать возможность высказаться, но стремиться держать этот процесс под контролем.
Примечание: Понятно, что общение может быть очень кратковременным и сотрудник просто не сможет установить контакт с говорящим. Последний буквально «выстреливает» информацию и сразу прекращает контакт («вешает трубку»). Как правило, так себя ведут террористы, действующие по строго определенному и заранее продуманному плану. Будьте бдительны.
Но, когда человек хочет получить резонанс от своего поступка (неважно, по каким мотивам осуществлённого), он должен иметь обратную связь, должен быть уверен, что по его сообщению примут меры. А в этом случае обязательно завязывается диалог, и задача сотрудника сделать так, чтобы он продолжался как можно дольше.