Заложников

1. Немедленно сообщить дежурному.

2. Принимать меры по освобождению заложников только при обеспечении их безопасности.

3. Установить контакт с террористами.

Примечание:

1. Сотрудникам милиции чаще всего приходится сталкиваться со случаями, когда захват заложников осуществляется по мотивам криминального характера. Выделяются три разновидности лиц, совершающих рассматриваемое преступление по таким мотивам:

1) Лица, захватывающие заложников, будучи застигнутыми на месте преступления, с целью избежать задержания. Как правило, они охотно идут на переговоры, не имея предварительного плана преступления.

2) Лица, захватывающие заложников во время нахождения в местах лишения свободы. Такие лица наиболее опасны, поскольку действуют в основном по заранее разработанному плану и преследуют конкретную цель - добиться освобождения, изменения условий содержания.

3) Захватывающие заложников с целью вымогательства.

2. Однако нельзя не учитывать других категорий террористов:

Анализ по ведению переговоров с ли­цами, захватившими заложников, показывает, что в ряде случаев захват заложников, являются актом отчаяния, демонстративности, мести, проявлением психопа­тических свойств личности или ее болезненных состояний. К таким типам личности могут быть отнесены следующие.

1) Социальный протестант. Захват заложников, угроза террористического акта (взрыва, поджога и т. д.) является для него средством решения, как правило, своих личных социальных проблем. После долгих и безуспешных попыток решить свой вопрос в обычном порядке, он выбирает такой нетрадиционный вариант воздействия на «виновную», по его мнению, организацию или чиновника.

2) Самоубийца. Цель такого звонка — «обставить» свой уход из жизни (демонстрацию такового) как можно большим «шумом», особенно когда на «спокойное и достойное» расставание с жизнью не хватает решимости. Надо помнить, что такой человек, как правило, жертва жизненных обстоятельств. Возможно, его решение - это последняя попытка привлечь внимание к себе, найти понимание среди людей. С другой стороны, это может быть психически больной человек с жесткой установкой на полное от­рицание ценности собственной жизни, устойчивой убежденностью в никчем­ности собственной жизни. Опасность действий этого типа личности в том, что он может решиться на реальный уход из жизни способом, который при­чинит вред, а возможно, и смерть не только себе, но и другим людям.

3) Мститель. Мотив мести является одним из самых сильных мотивов. Он основывается на потребности в удовлетворении субъективно мучительно­го чувства обиды, стыда, униженного достоинства. Причем переживание оби­ды, унижения, стыда может быть как результатом реально причиненного морального или материального ущерба, так и воображаемого. В последнем слу­чае речь может идти о психически больных людях, одержимых идеей мести воображаемым врагам или по поводу разрешения воображаемых проблем.

4) Психически больной. Для него захват заложника угрозой убийства, взрыва и т.п. является средством разрешения мучительной субъективной психологической пробле­мы. Его состояние характеризуется тягостными переживаниями тревоги, бес­покойства, страха. Сознание помутнено, возможны галлюцинации, бред. Речь такого человека может быть бессвязной, нелогичной, и он имеет больше все­го шансов быть грубо прерванным, невыслушанным. Надо помнить, что дей­ствия психически больного человека могут быть непредсказуемы, поэтому сотрудник обязан выслушивать любой бред как в прямом, так и в переносном смысле. Но мало просто выслушать, надо уметь так построить разговор, чтобы как минимум получить о террористе и его планах как можно больше информации. И как максимум склонить его к отказу от возможного террористического акта.

5) Террорист. Главная цель - запугать общественность, политических противников и тем самым заставить их выполнить предъявляемые политиче­ские требования (предоставление определенных прав, прекращение пресле­дования, освобождение единомышленников и т. п.). Все действия в этом слу­чае тщательно спланированы и организованы, для заявлений при переговорах может быть использован подготовленный текст.

Конечно, здесь перечислены не все возможные типы лично­сти «террористов». Например, захват заложников, сообщение о захвате заложников, сообщение об угрозе взрыва или совершение либо угроза иного террористического акта могут быть использованы как отвлекающий маневр для со­вершения другого преступления.

4. Вступить в переговоры с террористами.

5. Выяснить требования террористов.

6. По возможности установить их количество, личность, вооруженность.

7. Проявлять спокойствие и выдержку.

8. Соблюдать правила личной безопасности.

9. Выяснения требований проводится как можно дольше, а полученная информация оперативно передается дежурному.

10. Принять меры к эвакуации граждан.

11. Блокировать террористов.

12. Выявить свидетелей.

13. Ожидать приезда спецнаряда. Доложить старшему и действовать по его указанию.

Примечание: Последовательность действий может изменяться в зависимости от складывающейся обстановки.

14. Составить подробный рапорт.

15. ОВД, ВВ и ФСБ может проводиться специальная операция по освобождению заложников под кодовым наименованием "УРАГАН-2".

Ведение переговоров с террористами

1. Внимательно выслушать сообщение, в начале разговора не прерывать «террориста».

Примечание: Умение слушать - основное качество специалиста, ведущего перегово­ры. Давая собеседнику выговориться, он не только снижает напряженность ситуации, но и получает информацию о личности звонившего. Кроме того, если лицо «психически больно», а в некоторых ситуациях это будет верно и для «самоубийцы» и «мстителя», то возможность выговориться может ока­заться достаточной для того, чтобы «террорист» отказался от за­думанного.

2. Иметь достаточное терпение и оп­ределенный такт в общении.

Примечание: Иногда людям такого рода нужно просто дать возможность эмо­циональной разрядки, образно говоря, им нужно дать «выпустить пар».

3. Следует затянуть беседу, чтобы получить максимум данных.

4. Инсценировать плохую слышимость, неправильное понимание, стиму­лировать повторение некоторых фраз, произнесенных преступником, или инсценировать ситуацию передачи информации или одновременного разговора с другим лицом. Примечание:

- Это вынудит террориста повторять некоторые фразы.

- Однако использовать такие приемы можно только при устойчи­вом, явном желании «террориста» быть услышанным.

5. Задавать вопросы о времени причинах захвата заложников, требованиях, предполагаемых действиях террористов и других подробностях.

Примечание: Если лицо отвечает на вопросы, то оно допускает либо желает данный контакт.

6. Объя­вить себя неправомочным для ведения подобных переговоров и сообщить, что разговор продолжит вышестоящее компетентное лицо.

Примечание: данный приём позволяет выиграть временя.

7. При ведении переговоров с «террористом» можно применить следующие психологические техники:

1. Демонстрация стабильности и спокойствия. Избегайте критики, угрозы, проявления нетерпения и агрессии. Попытки решения проблемы си­ловым давлением нежелательны. Они используются как провоцирующие на эмоциональные ответы, которые могут содержать информацию о личности или истинных целях террориста. Эти методы применяются в крайнем слу­чае и в последнюю очередь. Всегда необходимо помнить, что главная цель - это выигрыш времени и получение максимально возможной информации.

2. Разговор на одном языке. Более полное взаимопонимание достига­ется, когда собеседники ведут диалог, пользуясь единой системой знаков, и одинаково понимают ситуацию общения. Манера беседы переговорщика должна соответствовать особенностям той социальной группы, представите­лем которой является террорист. Тогда снимаются барье­ры в общении, порождаемые социальными, религиозными и профессиональными разли­чиями. В самом начале беседы надо определиться, как обращаться к преступ­нику (на «Вы» или на «ты»), как его называть.

3. Вживание (вчувствование). Проникновение в личность преступни­ка, показ ему того, что сотрудник способен понять его чувства и мысли, что он может поставить себя на место террориста на какое-то время и уви­деть мир таким, как видит его тот. Эта техника особенно эффективна в пере­говорах с лицами, имеющими личные психологические проблемы, те­ми, кто хочет быть услышанным и понятым. Как правило, это лица с психи­ческими отклонениями или больные, хотя здесь может оказаться и «социальный протестант».

4. «Отражение чувств». Сотрудник должен концентрировать уси­лия на том, что говорит и делает террорист, на правильном понимании его чувств и эмоционального состояния. Это понимание необходимо продемонстрировать в форме сопереживания его участи. При этом важно избежать нажима, чтобы не вызывать ответно­го: «Не лезьте мне в душу!». Эта техника очень близка к только что рассмотрен­ной технике вживания и в ряде случаев является ее продолжением.

5 Теплота, доброжелательность, мягкость, проявляемые сотрудником в ответ на то, что говорит и делает террорист. Теплоту можно проявлять различными путями: голосом, жестами, заинтересованностью, активной демонстрацией попытки понять лицо, озабоченностью достижения взаимоприемле­мого решения, верой в существование такого решения, поддержкой надежд террориста на полное и частичное удовлетворение его требований. Добро­желательность общения предполагает также повышенное внимание к нюан­сам психологического состояния собеседника. Эта техника является своеоб­разным «фоном», на котором реализуются техники «вживания» и «отра­жения чувств».

6. Взаимодействие на равных. Необходимо избегать недооценки личности террориста. Даже если он ведет себя по-детски непосредственно, не способен контролировать свои эмоции. Если лицо почувствует, что его не вос­принимают всерьез, вероятность неуправляемого, буйного поведения может возрасти. Сотрудник жестами, позой, манерой ведения диалога должен убедить террориста в искренности общения. Облегчают выполнение данной техники фразы типа: «Мы же с тобой (с Вами) умные люди...», «Я прекрасно понимаю твою (Вашу) ситуацию, у меня (моего знакомого, родственника) такие же пробле­мы». Восприятие равенства в общении облегчается через психологическое «объединение» в группу «Мы» в противовес группе «Они». Например: «Я с тобой (с вами) полностью согласен, но вот они (начальство, правительство и т. п.)...».

7. Самораскрытие. Откровенная в допустимой мере информация сотрудника о себе, своих чувствах, интересах, предпочтениях, аспектах про­фессиональной и личной жизни может помочь выстроить связь с террористом, отношения с ним. Тактика самораскрытия оказывается эффективной, так как откровенность с одной стороны часто вызывает аналогичную реакцию с другой. Эта техника может быть продолжением техники «взаимодействие на равных». В некоторых случаях она может принимать форму обвинения (но только после того, как произошло объединение в группу «Мы»). Это может выглядеть следующим образом: «Да ты (Вы) думаешь(ете) у тебя(Вас) одного такие проблемы, вот у меня... Я же не захватываю своего начальника (взрываю отдел внутренних дел)! Ты (Вы) о детях (о других людях) подумай. Ты же мужик!».

8. Втягивание в диалог. Обращениями к собеседнику по интересую­щему вопросу заставляйте его высказываться. При этом проявляйте уважение и внимание к его взглядам, занимаемым позициям. Техника работает в сово­купности с перечисленными, она является своеобразной итоговой техникой. Втягивание в диалог происходит через вовлечение в совместную мыследеятельность. Используются фразы: «Давай(те) подумаем вместе...», «Как ты (Вы) считаешь, что скажет мое начальство?», «Что бы ты сделал на моем мес­те?» и т. п.

9. Манипулирование инициативой. Проявляя инициативу и наступательность при установлении и развитии доверительных отношений, следует помнить, что распоряжаться инициативой в контакте намного продуктивнее, чем владеть ею. Если вы будете проявлять постоянную активность в беседе, не передавая инициативу террористу, то психологический контакт затруд­няется. Необходимо уступать лидерство лицу в определенных аспек­тах отношений (прежде всего в поисках практической реализации неразре­шимых проблем). Надо отдавать ему инициативу, давать возможность выска­заться, но стремиться держать этот процесс под контролем.

Примечание: Понятно, что общение может быть очень кратковременным и сотрудник просто не сможет установить контакт с говорящим. Последний буквально «вы­стреливает» информацию и сразу прекращает контакт («вешает трубку»). Как правило, так себя ведут террористы, действующие по строго определенному и заранее продуманному плану. Будьте бдительны.

Но, когда человек хочет получить резонанс от своего поступка (не­важно, по каким мотивам осуществлённого), он должен иметь обратную связь, должен быть уверен, что по его сообщению примут меры. А в этом случае обязательно завязывается диалог, и задача сотрудника сде­лать так, чтобы он продолжался как можно дольше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: